Обсуждение вопроса.
Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.
Психологические трудности адаптации ребенка к школе.
При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Взаимоотношения одноклассников.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
● Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
● Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
● Не дерись без причины.
● Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
● Играй честно, не подводи своих товарищей.
● Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
● Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
● Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
● Старайся быть аккуратным.
● Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
● П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
Третье собрание
Тема: Телевизор в жизни семьи
и первоклассника
Задачи собрания:
1. Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.
2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для обсуждения:
Þ Роль телевидения в жизни ребенка.
Þ Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для дискуссии:
Þ Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
Þ Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
Þ как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.
Ход собрания
I. Вступительное слово учителя (вариант).
– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.
немного статистики:
· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
· Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
· 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим в о п р о с а м:
Þ Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
Þ Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
Þ Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
Þ Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
II. Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.
III. Дискуссия.
Далее возможна дискуссия по в о п р о с а м:
Þ Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?
Þ Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?
Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
К о м м е н т а р и й учителя, о б с у ж д е н и е.
К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».
IV. Рекомендации родителям:
1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.
3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.
4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.
V. Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:
Þ Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?
Þ Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
Þ Какие передачи предпочитает?
Þ В какой передаче хотел бы сам принять участие?
Þ Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.
v Родителям на заметку:
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.
Четвертое собрание
Тема: Эмоции положительные
и отрицательные
Форма проведения: семейный совет.
Задачи собрания:
1. Ознакомиться с самооценкой учеников класса.
2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Ход собрания
I. Вступительное слово педагога (вариант).
– Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по объявленной проблеме, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись ответов детей на вопрос: какой я? (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)
После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Происходит о б м е н м н е н и я м и.
– Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.