Материал — яркая озвученная игрушка.
Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 — 30 мин. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой активности — через 10—15 мин после еды, по занятия, после общения с матерью и т.д.
1. Если ребенок не гукает и не гулит, вызывают зрительное сосредоточение на
взрослом, находящемся в его поле зрения, наблюдают за поведением ребенка.
2.Если ребенок не начинает издавать звуки для привлечения взрослого, взрослый,
наклоняясь и удаляясь от него, разговаривает с ним, произносит повторно гласные звуки.
Наблюдает ребенком в течение 1 — 3 мин, так как звуковая реакция у детей может быть от
сроченной по времени.
3. Если не удалось вызвать звуковую активность и на эмоционально-речевое обще
ние со взрослым, последний показывает ребенку яркую звучащую игрушку, вызывает зри
тельное и слуховое сосредоточение на ней, продолжая общаться с ребенком. Наблюдает за
его поведением. Можно повторить общение с привлечением игрушки.
|
|
4.При дальнейшем отсутствии звуков взрослый, наклоняясь к ребенку, тормошит
его, поглаживает его ручки, ножки, щекочет, ласково разговаривая с ребенком. Удаляется
от ребенка и снова наклоняется, тормоша его. Затем наблюдает за поведением ребенка в те
чение 1 — 3 мин.
5. Если и при тактильно-эмоциональном общении звуков вызвать не удается, педагог
пытается локализовать выдох ребенка с помощью упражнений дыхательной гимнастики:
исходное положение — лежа на спине, Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковые и передние поверхности, исключая грудину. На выдохе ребенка педагог произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка — от 2 нед до 3 мес;
исходное положение — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выдох). На выдохе ребенка педагог произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка 3 — 6 мес;
взрослый придерживает руки ребенка, отводит их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) попеременно (правую на левую, левую на правую). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуления, лепета. Возраст ребенка — 6—12мес.
Контроль за повелением детей 1-го года жизни
Показатели поведения
VI. Эмоциональное состояние (для 1-го года жизни) — положительное, отрицательное, неустойчивое, машэмоциональное.
2. Настроенне ^адя 2 — 7 лет):
бодрое, жизнерадостное — положительно относится к окружающим, охотно контактирует с окружающими; с интересом, активно играет; дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто адекватно улыбается, смеется; нет страхов;
|
|
спокойное — положительно относится к окружающим, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе, чем при бодром состоянии, спокоен, активен, реакции менее окрашены эмоционально;
раздражительное, возбужденное — плаксивость, раздражительность; неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен иди деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение, острые эмоциональные моменты;
подавленное — вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, можег тихо долго плакать;
неустойчивое — может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты, быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому.
3.Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокойное, с воздействиями на
ребенка, сочетание многих форм нарушения засыпания.
4.Сон (дневной, ночной) —• глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный, пре
рывистый, длительный (соответствует возрасту), укороченный, чрезмерно длительный, с
воздействиями, сочетание многих форм нарушения сна.
5.Аппетит и пищевое поведение —хороший, неустойчивый, понижен, плохой, из
бирательный, повышенный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, мало ест, ест очень
медленно, набирает в рот и не жует, не умеет жевать, сосет пищу, безразличен к еде, ест че
рез силу, ест с жадностью, оставляет пищу (не доедает) всегда, сочетание нескольких форм
нарушения аппетита,
6.Характер бодрствования — активный, малоактивный, пассивный.
7.Взаимоотношения со взрослыми — положительные, отрицательные, отсутствие
взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм.
8.Взаимоотношения с детьми — положительные, отрицательные, отсутствие взаи
моотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм.
9. Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) — нет отрицательных
привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, щеку, одежду, белье, волосы и др., агресси
вен— кусается, царапается, дерется и др., стереотипные движения — раскачивается лежа,
сидя, стоя, головой, телом и пр., выдергивает волосы, теребит одежду, шмыгает носом, на
морщивает лоб и нос, трясет рукой, часто моргает, онанирует и др., сочетание нескольких
форм.
10. Другие индивидуальные особенности — доброжелателен, груб, жесток, ласков, навязчив, любознателен, очень интересуется окружающим, не интересуется, инициативен, бездеятелен, легко обучаем, тяжело обучаем, нелюбознателен, безынициативен, двигатель-но расторможен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, вынослив, легко утомляем, долго убирает игрушки, долго одевается, боится темноты, животных, неизвестности и др., сочетание нескольких форм.
Оценка поведения
Поведение без отклонений
показателям.
1. Поведение с отклонениями:
по одному-двум показателям — группа внимания;
по трем-четырем показателям — группа риска;
по пяти-шести показателям — группа высокого риска;
по семи—десяти показателям (по большинству или всем)
положительная характеристика по всем
диспансерная группа.
Примечания:
1. Оценка поведения может быть сделана только в результате наблюдения за
ребенком не менее 1 мес.
· Если оценка производится на момент обследования, то следует указать: "В
настоящее время"