Методики психолого-педагогического обследования детей 2-го года жизни

 

 

Выполнение задания

  1-1,6 года 1,6-2 года
1. Принеси мяч + 4-
2. Каталка * + 4-
3. Игра"Ку-ку" + +
4. Пирамидки из шаров из колечек + +
5. Доска Сегена: две формы три формы + +
6. Разложи игрушки: выбор из двух выбор из трех + +
7. Построй башню + +
8. Построй игрушку: выбор из двух выбор из трех + +
9. Найди картинку: выбор из двух выбор из трех + +
10. Покатай куклу +  

 

Необходимое оборудование

Мяч, каталка, ширма, пирамида, доска Сегена, кукла, 12 мелких игрушек, коробка, 8 кубиков одного цвета, неваляшка, паровоз, тележка, тесьма, карточки с изображенными собакой и кошкой.

ЗАДАНИЕ 1 Принеси мяч.

Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, на выявление навыка ходьбы.

Оборудование: большой надувной мяч.

Проведение обследования: взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит его принести мяч. Игра повторяется 2 — 3 раза.

Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч сам и подает его ребенку. После того как ребенок подержал мяч в руках, взрослый просит прокатить мяч: "Кати мяч!"

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции отношение к сотрудничеству (желание принять игру или отказ), результат обучения.

Оценка в баллах:

1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя
неадекватно (кусает руки, хватает за лицо себя или взрослого, идет в другую сторону от
мяча и т.д.);

2 балла — ребенок идет вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя
удержать его сам не может;

3 балла — ребенок идет к мячу, берет его, но удержать в руках при ходьбе не может,
либо стоит и держит его в руках либо идет с мячом и роняет его;

4 балла — ребенок сразу начал сотрудничать.





ЗАДАНИЕ 2 Каталка.

Задание направлено на выявление уровня сформированное™ навыка ходьбы, наличия элементарного согласования действий рук и ног, умения двигаться целе­направленно вперед.

Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки — подвижная игрушка (бабочка или петушок).

Проведение обследования: взрослый показывает, как можно катать впереди себя каталку. Затем предлагает ребенку сделать так же. В случаях затруднения действия выполняются совместно со взрослым.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, наличие навыка ходьбы, элементарная согласованность действий рук и ног, целенаправленность действий, обучаемость, умение ребенка действовать совместно с новыми взрослыми.

Оценка в баллах:

1 балл — ребенок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к
совместным действиям;

2 балла — ребенок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на
самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий;

3 балла — ребенок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со
взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в действиях;

4 балла — ребенок задание принимает и самостоятельно выполняет.

ЗАДАНИЕ 3 Игра "Ку-ку.

Задание направлено на выявление психологического новообразования — представления.

Оборудование: ширма, кукла.

Проведение обследования: перед ребенком ставят экран и предлагают поиграть с

куклой. Взрослый показывает куклу с одной стороны ширмы и одновременно произносит: "Ку-ку", вызывая ребенка на общение с куклой. Затем снова показывает куклу с другой стороны экрана и так же одновременно произносит: "Ку-ку". Так повторяется 3 раза. На четвертый раз взрослый произносит: "Ку-ку", а появление куклы задерживает. В это время у ребенка появляется реакция "ожидания" куклы (вытягивает или наклоняет голову), после чего появляется кукла. Игра повторяется до 6 раз.

Оценка действий ребенка: принятие задания, желание сотрудничать со взрослым, наличие реакции "ожидания.

Оценка в баллах:

1 балл —- ребенок не начал сотрудничать даже после обучения, нет ведет себя неаде­
кватно (машет руками, хватает экран и т.д.);

2 балла — ребенок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не перево­
дит его на другую сторону, у него есть восприятие игрушки, но нет еще психологического
новообразования — представления;

3 балла -— ребенок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону эк­
рана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при шестом предъявлении игрушки;

4 балла — ребенок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на
игрушке, активно начинает ожидать игрушку с четвертого предъявления.









ЗАДАНИЕ 4 Пирамидки.

Задание направлено на проверку умения, удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умения подражать взрослому.

Оборудование: две пирамидки из четырех-пяти шаров.

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка снимает шары (колечки) со стержня и кладет их на поднос. Затем предлагает ребенку собрать пирамидку, надеть ша­ры (колечки) на стержень.

Обучение: взрослый дает другую пирамидку ребенку, про его снимать, а затем наде­вать шары (колечки) на стержень, выполняя все действия по подражанию, обращая внима­ние на то, что в шарах (колечках) есть дырочки и их можно надевать стержень. При затруд­нениях надо использовать совместные действия взрослого и ребенка.

Оценка действий ребенка: принятие задания, умение подражать действиям взрос­лого, целенаправленность действий в определенной ситуации.

Оценка в баллах:

1балл — ребенок не берет в руки колечки и ведет себя неадекватно после обучения;

2балла — ребенок выполняет действия совместно со взрослым;

3балла — ребенок подражает действиям взрослого;

4балла — ребенок понимает и принимает задание, действуя по показу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: