Выполнение задания | ||
1-1,6 года | 1,6-2 года | |
1. Принеси мяч | + | 4- |
2. Каталка | * + | 4- |
3. Игра"Ку-ку" | + | + |
4. Пирамидки из шаров из колечек | + | + |
5. Доска Сегена: две формы три формы | + | + |
6. Разложи игрушки: выбор из двух выбор из трех | + | + |
7. Построй башню | + | + |
8. Построй игрушку: выбор из двух выбор из трех | + | + |
9. Найди картинку: выбор из двух выбор из трех | + | + |
10. Покатай куклу | + |
Необходимое оборудование
Мяч, каталка, ширма, пирамида, доска Сегена, кукла, 12 мелких игрушек, коробка, 8 кубиков одного цвета, неваляшка, паровоз, тележка, тесьма, карточки с изображенными собакой и кошкой.
ЗАДАНИЕ 1 Принеси мяч.
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, на выявление навыка ходьбы.
Оборудование: большой надувной мяч.
Проведение обследования: взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит его принести мяч. Игра повторяется 2 — 3 раза.
Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч сам и подает его ребенку. После того как ребенок подержал мяч в руках, взрослый просит прокатить мяч: "Кати мяч!"
|
|
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции отношение к сотрудничеству (желание принять игру или отказ), результат обучения.
Оценка в баллах:
1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя
неадекватно (кусает руки, хватает за лицо себя или взрослого, идет в другую сторону от
мяча и т.д.);
2 балла — ребенок идет вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя
удержать его сам не может;
3 балла — ребенок идет к мячу, берет его, но удержать в руках при ходьбе не может,
либо стоит и держит его в руках либо идет с мячом и роняет его;
4 балла — ребенок сразу начал сотрудничать.
ЗАДАНИЕ 2 Каталка.
Задание направлено на выявление уровня сформированное™ навыка ходьбы, наличия элементарного согласования действий рук и ног, умения двигаться целенаправленно вперед.
Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки — подвижная игрушка (бабочка или петушок).
Проведение обследования: взрослый показывает, как можно катать впереди себя каталку. Затем предлагает ребенку сделать так же. В случаях затруднения действия выполняются совместно со взрослым.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, наличие навыка ходьбы, элементарная согласованность действий рук и ног, целенаправленность действий, обучаемость, умение ребенка действовать совместно с новыми взрослыми.
Оценка в баллах:
1 балл — ребенок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к
совместным действиям;
|
|
2 балла — ребенок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на
самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий;
3 балла — ребенок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со
взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в действиях;
4 балла — ребенок задание принимает и самостоятельно выполняет.
ЗАДАНИЕ 3 Игра "Ку-ку.
Задание направлено на выявление психологического новообразования — представления.
Оборудование: ширма, кукла.
Проведение обследования: перед ребенком ставят экран и предлагают поиграть с
куклой. Взрослый показывает куклу с одной стороны ширмы и одновременно произносит: "Ку-ку", вызывая ребенка на общение с куклой. Затем снова показывает куклу с другой стороны экрана и так же одновременно произносит: "Ку-ку". Так повторяется 3 раза. На четвертый раз взрослый произносит: "Ку-ку", а появление куклы задерживает. В это время у ребенка появляется реакция "ожидания" куклы (вытягивает или наклоняет голову), после чего появляется кукла. Игра повторяется до 6 раз.
Оценка действий ребенка: принятие задания, желание сотрудничать со взрослым, наличие реакции "ожидания.
Оценка в баллах:
1 балл —- ребенок не начал сотрудничать даже после обучения, нет ведет себя неаде
кватно (машет руками, хватает экран и т.д.);
2 балла — ребенок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не перево
дит его на другую сторону, у него есть восприятие игрушки, но нет еще психологического
новообразования — представления;
3 балла -— ребенок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону эк
рана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при шестом предъявлении игрушки;
4 балла — ребенок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на
игрушке, активно начинает ожидать игрушку с четвертого предъявления.
ЗАДАНИЕ 4 Пирамидки.
Задание направлено на проверку умения, удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умения подражать взрослому.
Оборудование: две пирамидки из четырех-пяти шаров.
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка снимает шары (колечки) со стержня и кладет их на поднос. Затем предлагает ребенку собрать пирамидку, надеть шары (колечки) на стержень.
Обучение: взрослый дает другую пирамидку ребенку, про его снимать, а затем надевать шары (колечки) на стержень, выполняя все действия по подражанию, обращая внимание на то, что в шарах (колечках) есть дырочки и их можно надевать стержень. При затруднениях надо использовать совместные действия взрослого и ребенка.
Оценка действий ребенка: принятие задания, умение подражать действиям взрослого, целенаправленность действий в определенной ситуации.
Оценка в баллах:
1балл — ребенок не берет в руки колечки и ведет себя неадекватно после обучения;
2балла — ребенок выполняет действия совместно со взрослым;
3балла — ребенок подражает действиям взрослого;
4балла — ребенок понимает и принимает задание, действуя по показу.