Задание направлено на выявление уровня развития ориентировки на форму, умения действовать с плоскими формами, развитие ручной моторики.
Оборудование: две доски с прорезями: одна — с двумя (круг, квадрат), другая —- с тремя (крут, квадрат, треугольник).
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка вынимает фигурки из прорезей доски и перемешивает их. Затем просит ребенка вставить фигурки в свои прорези.
Обучение: взрослый подносит круглую фигурку к квадратной прорези и говорит: "Попробуем сюда. Нет, не подходит. Попробуем в другую прорезь, подходит". Затем предлагает ребенку действовать самостоятельно. В случаях затруднения используют совместные действия.
Оценка в баллах:
1 балл - — ребенок действует неадекватно, не готов к совместным действиям со взрослым;
2 балла — ребевок принимает задание, но выполняет его только при совместных
действиях со взрослыми;
3 балла — ребенок принимает задание, действует правильно только после показа и
объяснения взрослого;
|
|
4 балла — ребенок принимает и выполняет задание самостоятельно.
>• ЗАДАНИЕ 6 Разложи игрушки.
Задание направлено на проверку уровня развития восприятия, а именно умения устанавливать идентичность предметов.
Оборудование: коробка с мелкими игрушками (елочки, грибочки, матрешки), по шесть штук каждой.
Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком два подноса, кладет на один матрешку, а на другой — елочку. Затем просит ребенка разложить шрушки в таком же порядке. В случаях затруднения взрослый показывает и объясняет: "Сюда надо класть матрешки, а сюда — елочки.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение устанавливать идентичность предметов, целенаправленность действий.
Оценка в баллах:
1 балл — ребенок задание не принимает, действует неадекватно даже в условиях
обучения;
2 балла — ребенок принимает задание, но не дифференцирует предметы по
функциональному признаку, раскладывает предметы без учета их свойств;
3 балла — ребенок принимает задание, но выполняет только после обучения;
4 балла — ребенок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.
ЗАДАНИЕ 7 Построй башню.
Задание направлено на выявление у ребенка способности к подражанию, организации его целесообразного поведения в продуктивной деятельности.
Оборудование: восемь кубиков одного цвета.
Проведение обследования: взрослый дает ребенку четыре кубика и просит его но подражанию строить башню. В случаях затруднений взрослый использует сначала совместные действия, а затем предлагает снова выполнить задание по подражанию.
|
|
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение подражать действиям взрослого и действовать целенаправленно.
Оценка в баллах:
1 балл — ребенок действует неадекватно;
2 балла — ребенок расставляет кубики не вертикально, а горизонтально, т.е. не
может подражать;
3 балла — ребенок принимает задание и выполняет его по подражанию действиям
взрослого;
4 балла — ребенок принимает и выполняет задание по показу взрослого.
ЗАДАНИЕ 8 Возьми игрушку.
Задание направлено на выявление уровня понимания речевой инструкции, наличия указательного жеста.
Оборудование: неваляшка (озвученная), паровоз.
Проведение обследовании: взрослый дает ребенку по очереди неваляшку, показывая, как она звучит при легком толкании, и произнося: "Это ляля", а затем — паровозик, показывая, как он едет, и гудит: "Ту-ту". Затем ставит игрушки на некотором расстоянии от ребенка и друг от друга и просит взять одну из игрушек: "Покажи лялю, возьми лялю". После того как ребенок поиграл с неваляшкой, взрослый просит взять
паровозик и сказать, как он гудит. В случаях затруднения взрослый повторяет обучение 2 — 3 раза.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выделение игрушки по слову, умение ребенка отраженно повторить звукоподражание.
Оценка в баллах:
1балл — ребенок действует неадекватно даже после обучения;
2балла — ребенок тянется к любой игрушке;
3балла — ребенок хорошо дифференцирует две игрушки после обучения;
4балла — ребенок сразу выполняет инструкцию и может повторить: "Ляля", "Ту
ту" — соответственно игрушкам.
ЗАДАНИЕ 9 Найди картинку.
Задание направлено на выявление поведения ребенка в определенной ситуации, умения соотносить игрушку с ее изображением.
Оборудование: две игрушки (кошка, собачка) и соответствующие картинки (карточки № 1,3).
Проведение обследования: взрослый показывает игрушку (собачку) и говорит: "Это собачка, гав-гав". Ставит недалеко от ребенка. Показывает кошку: "Это киса, мяу-мяу". Ставит кошку рядом с собачкой. Затем показывает ребенку картинку с изображением кошки и спрашивает: "Кто это? Положи картинку к игрушке". Если ребенок задание выполнил верно, эту картинку убирают и дают картинку с изображением собачки, спрашивая: 'Кто это?" В случаях затруднения взрослый подносит картинку к игрушке, показывает указательным жестом и говорит: "Это собачка и это собачка. Это кошечка и это кошечка". Соотнесение проводится не более 2 — 3 раз.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание обращенной речи, уровень восприятия предметного изображения, обучаемость.
Оценка в баллах:
1 балл -- ребенок не понимает задания и действует неадекватно в
условиях обучения;
2 балла — ребенок принимает задание, но самостоятельно не понимает
принцип соотнесения картинки с игрушкой (кладет одну картинку на другую),
после обучения не переходит на адекватное выполнение задания,
звукоподражания нет;
3 балла — ребенок принимает задание, но сначала путает картинку и
шрушку, после обучения задание выполняет верно, но звукоподражания нет;
4 балла — ребенок принимает задание, сразу понимает правильно его
выполняет, в активе имеется звукоподражание.