Как совершается развитие?

Когда мы изучаем некоторый процесс развития, то прежде всего мы видим процесс постепенного роста, небольших изменений, увеличения (уменьшения), прибавления (убывания), то есть изменений, которые мы называем количественными. Однако вещи имеют не только количественную сторону, а развитие связано не только с признаком количественного изменения.

Количество означает величину, число, объем, отличительные признаки состояния вещи и т. д. «...Всякое существующее, чтобы быть тем, что оно есть, и чтобы вообще обладать наличным бытием, имеет некоторую величину»,— писал Гегель.

Всякая вещь необходимо отличается от других вещей количественными и качественными признаками. Они внутренне связаны между собой. Количественные признаки «открыты внешнему определению». Гегель имеет здесь в виду, что они способны изменяться без того, чтобы при этом тотчас же изменялось бы и качество вещи. Когда я при нормальном атмосферном давлении нагреваю или охлаждаю воду до любой температуры между 0° и 100°, это не оказывает никакого влияния на ее текучесть. Но это «равнодушие» количественных признаков вещи по отношению к ее качеству является лишь одной стороной медали. Если я нагрею воду до температуры выше 100°, то она станет газообразной (паром), а при ее охлаждении ниже 0° она станет твердой (льдом), то есть коренным образом изменит свои свойства. Растение в известных границах может существовать при большей или меньшей увлажненности почвы. Но вне этих границ растение либо засохнет, либо сгниет.

Следовательно, качество означает одновременно и меру, некоторую границу, за пределами которой изменения следует производить только в том случае, если при

57

этом принимается в расчет качественное изменение данной вещи. После того как эта граница достигнута, продолжение процесса, не имевшего до тех пор заметного влияния на качество вещи, приводит к радикальным воздействиям, изменяющим ее качество. Это «исполнилась мера вещи», это та самая капля, которая переполняет чашу или заставляет сломаться ручку кувшина. Если мы один за другим вырываем волосы на голове, то эта операция не может повторяться бесконечно, но «сами по себе незначительные количества... суммируются, а сумма составляет качественное целое, так что под конец это целое оказывается исчезнувшим, голова — лысой, кошелек — пустым». Это выразительное описание принадлежит Гегелю.

Количественная сторона вещи и изменение ее количественных признаков имеют, таким образом, двойственную природу: с одной стороны, они несущественны, а с другой — все же существенны для качества вещи.

Теперь, после необходимого разъяснения, рассмотрим, как, в какой форме протекает развитие. При этом обнаруживается определенная закономерность, действие которой мы очень хорошо можем наблюдать на себе самих. Из детей мы превращаемся во взрослых. С одной стороны, наше развитие происходит незаметно, медленно и равномерно. Именно поэтому некоторые родители и продолжают относиться к своим уже выросшим сыновьям и дочерям как к маленьким детям. Они не заметили важного перехода — перехода от детства к юности.

Это развитие, которое в ходе своей жизни совершает каждый человек, представляет собой единый процесс, имеющий как бы две разновидности (слово «процесс» происходит из латинского языка и означает последовательную смену состояний, развитие, а еще точнее — продвижение вперед).

58

Одна его разновидность состоит в непрерывно происходящих изменениях, которые протекают очень медленно и поэтому едва заметны. Эти изменения касаются лишь внешних параметров: люди становятся больше, формируются их лица и тела, они учатся, приобретают знания и т. д.

Другая же разновидность развития состоит в таких изменениях, которые никак не являются внешними, а, напротив, оказывают глубокое воздействие и внутренне изменяют всю прежнюю сущность человека. В сравнении с первыми они протекают стремительно. Поэтому при внимательном наблюдении эту разновидность единого процесса развития легче воспринять и легче зафиксировать тот момент, когда происходят подобные изменения. Таково начало нового периода жизни, например начало юности.

Мы видим, что две разновидности единого процесса развития сменяют друг друга, что каждая из них наступает только тогда, когда другая создает для этого необходимые предпосылки. Процесс развития в целом состоит не в одной или в другой из этих двух его разновидностей, а в их единстве. Новое возникает уже в лоне старого.

Мы говорили сейчас о развитии отдельного человека, доставляет ли своеобразие именно человеческого развития тот факт, что в нем обнаруживаются две такие разновидности? Не нужны долгие поиски, чтобы отыскать их во всей окружающей нас природе и во всех процессах развития. Мы находим их в развитии каждого растения. Сначала растет и набухает почка, она становится больше и больше, но все еще остается почкой. Эти изменения в конце концов сменяются другими, открывающими новый период развития: из почки образуется цветок, цветок раскрывается.

Две разновидности единого процесса развития мы обнаруживаем и в развитии человеческого общества.

59

Постепенная, отчасти даже не распознаваемая, «реформистская» форма развития длится часто десятилетия и века, пока вдруг не сменяется глубоким революционным переворотом, скачком из старого общественного строя в новый, переходом старого качества в новое.

Все это не случайности, а неотъемлемое, существенное проявление всякого действительного развития. Тот, кто думает, что развитие представляет собой лишь постепенный рост без «скачков», «катастроф», «революций» (слово «революция» происходит из латинского языка; сегодня мы понимаем под революцией относительно быстро происходящий, бурный процесс основополагающих социальных изменений), что оно является чисто количественным изменением, тому нечего ожидать возникновения нового явления. Приверженцы такого представления полагают, например, что в семени можно обнаружить крохотно малую форму готового живого существа,— и это во времена электронных микроскопов!

Согласно подобному представлению, ничто не возникает и не уничтожается. В действительности же развитие здесь просто-напросто отрицается. Гегель правильно говорил в этой связи: «Предположение о постепенности возникновения исходит из представления о том, что возникающее уже наличествует чувственно или вообще в действительности и лишь из-за своей незначительности еще не может быть воспринято, точно так же как предположение о постепенности исчезновения исходит из представления о том, что небытие или иное, занимающее место исчезающего, также наличествует, но еще не может быть замечено... Этим возникновение и прехождение вообще снимаются...» Возникающее или исчезающее, по этой логике, только становится больше или меньше, но с самого начала оно имеется и до конца остается в наличии. Изменение здесь представляет собой лишь уменьшение или увеличение, а не становление и исчезновение. Там, где развитие толкуется лишь

60

как рост, лишь как развертывание уже наличного, только как количественное изменение, там в действительности нет никакого развития. Без «качественного перехода того или нечто в свое иное», по словам Гегеля, развития не существует.

Мы видим, что в природе и в обществе качественный переворот в развитии подготавливается количественными изменениями, которые наступают постепенно. В сравнении с постепенно накапливающимися количественными изменениями качественное изменение совершается относительно быстро. Поэтому говорят также о качественном перевороте или о «скачке в новое качество», а иной раз коротко о скачке в развитии.

С качественным изменением развитие не прекращается. В процессе развития качественное изменение подготавливает одновременно и новые количественные изменения. Качественные и количественные изменения непрерывно сменяют друг друга.

Если мы основательно вдумаемся в этот закон диалектики, то поймем (позднее, когда мы изучим закон единства и борьбы противоположностей, составляющих движущую силу движения и развития, это понимание еще углубится), что развитие, становление и исчезновение могут осуществляться только в том случае, если происходит процесс перехода количественных изменений в качественные. Не будь так, все развитие сводилось бы к уменьшению или увеличению уже существующего. Но тогда это было бы просто круговоротом, повторением, а не развитием. Именно поэтому диалектика представляет собой самое глубокое, всестороннее учение о развитии.

В правильности такого вывода мы убеждаемся также потому, что всякое другое учение начинает процесс развития с некоего перводвигателя, где-то в прошлом. Однако если этот перводвигатель сам двигался, то нужно было бы объяснить движение такого «начала», то есть

61

тем самым ничего не достигается в понимании сути дела. Если же он был неподвижен, то развитие объяснялось бы, исходя из покоя, исходя из его собственной противоположности, то есть вообще никак не объяснялось.

Существуют, правда, наряду с диалектикой и другие попытки объяснить развитие, но, как мы неоднократно указывали, они не справляются с данной проблемой. Поэтому В. И. Ленин в свое время с полным правом писал: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).

При первой концепции движения остается в тени само движение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «с а м о» движения.

Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Т о л ь к о вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового»1.

Количественные и качественные изменения в процессе становления и исчезновения в природе и обществе образуют две разновидности одного и того же явления.

Количественные изменения в марксистской философии называются также эволюционной стороной развития, а качественные изменения — его революционной

1

Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 317.

62

стороной. При этом эволюция (латинское слово, означает развитие, развертывание) совершается как процесс медленных, постепенных, идущих шаг за шагом изменений; а революция — как неожиданный, скачкообразный процесс. Эволюция и революция — во всяком становлении и исчезновении мы находим их как необходимые признаки преодоления старого, отжившего и рождения нового, растущего. В процессе развития они образуют нераздельное единство. Ни эволюционная, ни революционная сторона развития не является самодовлеющей. Понимать это очень важно для познания процесса становления и исчезновения в мире.

Мы подчеркиваем важность данного положения особенно в связи с тем, что немало буржуазных философов, говорящих или пишущих о становлении и исчезновении, с неловким усердием стараются замолчать его или оспорить его правильность. Тон задают здесь те буржуазные обществоведы, которые более или менее открыто защищают старый капиталистический строй. Они утверждают, что в природе и в первую очередь в обществе существует только эволюция, только количественный рост уже существующего. Они отрицают, что в каждом процессе развития в конце концов скачкообразно возникают новые качества и что эволюция при этом необходимо переходит в революцию.

Поэтому буржуазные обществоведы утверждают, что социальные революции, направленные против буржуазного строя, являются ненормальными состояниями, болезнями социального тела, с которыми нужно бороться так же, как врач борется с болезнью, спасая жизнь пациента. Они стремятся внушить людям страх и отвращение к революционному изменению общества.

Однако действительность общественной жизни не сообразуется с желаниями защитников крупного капитала. Она подчиняется великим, никем и ничем не устранимым общим законам становления и исчезновения.

 

 

Если в процессе развития общества совершается революция, то в этом нет ничего необычного. Она не является ни болезнью общества, ни результатом махинаций каких-то злоумышленников и подстрекателей. К. Маркс назвал социальные революции локомотивами истории. Благодаря их воздействию человеческое общество идет вперед. Все общественные отношения претерпевают закономерное развитие.

Но данный процесс имеет также другую сторону, которую не видят или не учитывают некоторые приверженцы «революционного» нетерпения. Действительное развитие отрицает не только тот, кто признает лишь количественную сторону его процесса, но и тот, кто в становлении видит только качественные изменения, кто всюду видит или требует революций и скачков, напрочь отрицая тем самым реформы. Не бывает неподготовленных переломов, скачков, революций. Верить, что человек без эволюционных взаимосвязей со всем прочим животным миром мог появиться как бы «без подготовки», «в одну ночь», «из ничего»,— значит верить в чудо. Точка зрения, согласно которой между социализмом и предшествующими ему эксплуататорскими обществами нет ничего, кроме большой пропасти, является авантюристической. Социализму совсем ни к чему уничтожать с таким трудом созданную в предшествующих общественных условиях технику (поскольку-де с ее помощью людей эксплуатировали в мирное время и убивали на войне), разрушать созданные в прошлом великие ценности культуры (поскольку-де они служили эксплуататорским классам).

Действительное развитие общества, означающее переход к новому социальному строю, всегда обнаруживает обе стороны единого процесса развития: количественную, или эволюционную, и качественную, или революционную. Это всеобщая, не зависящая от нашего желания и воли, то есть объективная, закономерность всякого

64

становления и исчезновения в природе, обществе и в нашем мышлении. Она действует и тогда, когда мы ее не осознаем. Если при обсуждении вещей, явлений, политических задач мы не рассматриваем их в контексте количественных и качественных, эволюционных и революционных взаимосвязей, то это противоречит научному подходу к процессу развития.

Тот, кто в политике признает лишь эволюционную форму развития, тот совершает столь же принципиальную ошибку, как и тот, кто повсюду видит или стремится «делать» только революции. В первом случае мы имеем дело с политической практикой правого оппортунизма. Слово «оппортунизм» происходит из латинского языка и означает «использовать благоприятный случай». Но в политике это слово имеет другой смысл. В рабочем движении оппортунистом является тот, кто отступает от рабочего дела, проповедуя необходимость «сотрудничества» рабочих и капиталистов. Оппортунисты испытывают страх перед революцией, в лучшем случае они хотят только реформ, то есть изменений лишь внутри существующего капиталистического общественного строя. Такая политическая практика отстаивается социал-демократией.

Во втором случае мы имеем дело с политическим авантюризмом, или «левым» оппортунизмом. Такая характеристика относится и к террористическим группировкам, к маоистам, которые считают, что нужно как можно больше говорить о вооруженном восстании, чтобы убедить массы в его необходимости. Если правые оппортунисты довольствуются тем, что с помощью реформ хотят предпринять изменения в рамках существующего строя, желают искупать медведя, не замочив ему шкуру, то «леваки» норовят снять с медведя шкуру, еще не поймав его; они стремятся перепрыгнуть долгий и трудный процесс воспитания и завоевания масс в борьбе за реформы. Германская коммунистическая пар-

                                                                                        65

тия и братски связанная с ней молодежная организация «Социалистическая немецкая рабочая молодежь», а также марксистский студенческий союз «Спартак» выступают за верное, диалектическое соединение движения за реформы с борьбой за коренной переворот.

Резюмируем еще раз сказанное. Небольшие, сначала едва заметные количественные изменения путем постепенного накопления в конце концов приводят к качественным изменениям, вследствие которых вещи совершенно изменяются, а из старого возникает новое.

Итак, мы познакомились с очень важным законом развития, который действует как в материальном мире, так и в нашем мышлении. Знание этого закона позволяет нам объяснить, каким

образом происходит развитие вещей и явлений материального мира и мышления.

Однако, как ни важен названный закон, процесс развития еще не объясняется им исчерпывающим образом. Мы получаем лишь ответ на вопрос, как протекает процесс развития. Если же мы хотим более обстоятельно ознакомиться с процессом развития, то нам надо прояснить дальнейшие вопросы.




double arrow
Сейчас читают про: