Чем определяется общественное развитие?

Мы убедились, что духовные стимулы наших действий не являются конечными движущими силами истории. Напротив, за этими духовными побуждениями действуют еще более могучие силы. Духовные мотивы могут быть правильно поняты только тогда, когда мы постигаем их происхождение из указанных более могучих сил и условий общественного развития. Эти более могучие движущие силы существуют вне нашего мышления, чувств, стремлений, короче говоря, вне нашего сознания и независимо от него. Такие явления природы и общества, которые существуют вне и независимо от нашего сознания, марксистская философия называет объективно-реальными или материальными явлениями. А учение, которое в материальных причинах видит конечные движущие силы истории,— это материалистическое понимание истории, называемое также историческим материализмом. Его создали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, и некоторые вопросы материалистического понимания истории мы, собственно, уже рассмотрели.

Ядром материалистического понимания истории является прояснение вопроса о том, какие из четырех групп материальных условий общественной жизни определяют историческое развитие.

1. Географические (имеется в виду расположение данной страны в определенном регионе земного шара) и климатические (имеется в виду, тепло там или холодно, дождливая там погода или засушливая) условия.

1

  Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 307—308.

121

2. Плотность населения (демографические условия).

3. Биологические факторы (имеется в виду принадлежность данного народа к белой, черной или желтой расе).

4. Изготовление {производство) средств к жизни в самом широком смысле слова.

На указанный вопрос можно ответить, лишь обратившись к научному изучению самой истории.

Какую роль играют географические и климатические условия?

Совершенно ясно, что земная жизнь немыслима без соответствующих географических и климатических условий. На Луне, какою она существует без человеческого воздействия, земная жизнь невозможна. Но люди достигли Луны. Для этого они должны были создать там определенные климатические и, следовательно, географические условия («транспортировка» кислорода, водорода и т. д.), хотя бы только в специальных скафандрах, где выдерживался определенный «климат». Так люди смогли жить и работать на Луне.

Что же следует из этого примера? После того как на Земле возникла жизнь и в результате эволюционного процесса появились люди, после того как общественное развитие достигло определенного уровня, географические и климатические условия жизни в столь малой степени определяют историческое развитие, что сами люди способны оказывать на них влияние, а отчасти даже создавать их искусственно.

Правда, в прежние времена тормозящее или стимулирующее влияние климата и географического положения на образ жизни людей и их развитие было большим. Развитие Европы, несомненно, подстегнуло то, что люди здесь вынуждены были больше работать,

122


чтобы добыть себе пропитание, чем в других географических областях, что они должны были заботиться об одежде, что в нашем умеренном климате труд менее утомителен, нежели в жарких странах, и что вместе с тем жестокую борьбу за существование люди должны были вести все-таки не в условиях вечной мерзлоты, что Европа сравнительно богата важнейшими полезными ископаемыми (уголь, железная руда) и имеет извилистое побережье со многими естественными гаванями, небольшими морями (Балтийское море, Северное море, Бискайский залив, Средиземное море, Черное море), что способствовало развитию мореплавания.

Тем не менее трезвый анализ показывает, что все это (в нашем случае — стимулирующее воздействие географических и климатических условий) не могло быть в конечном счете определяющей силой общественного развития. Этого не было и в прежние эпохи, когда люди больше, чем сегодня, зависели от естественных условий жизни. Италия (Древний Рим) некогда была первой мировой державой, а сегодня ею не является, хотя находится, по сути, в тех же, что и прежде, климатических и географических условиях. Италия не имеет угля и вообще бедна полезными ископаемыми. И тем не менее здесь развился капитализм.

В масштабе всемирной истории общество изменяется намного быстрее, чем климат и географические условия. Величайшее ускорение исторического процесса произошло в последние столетия, хотя в этот период не было никаких заметных климатических или географических изменений. А современное производство оказывает все более заметное воздействие на климат и географический облик Земли.

Из всего сказанного следует, что климат и географические условия, которые изменяются значительно медленнее, чем общество, не могут быть при всем

своем неоспоримом тормозящем или стимулирующем влиянии на общественное развитие определяющей, движущей силой истории.

Определяется ли история ростом населения?

То же самое рассуждение в основе своей справедливо и в вопросе о том, какое воздействие на историю оказывает плотность и подвижность населения. Общеизвестно, что существует определенная взаимосвязь между бедностью и численностью населения. Численность бедных слоев и населения бедных народов растет быстрее, чем численность более обеспеченных. (Это обусловливается многими причинами, на которых здесь нет возможности остановиться. Одна из них, чаще всего выпадающая из поля зрения буржуазных исследователей,— это плохое попечение о престарелых или даже его отсутствие, сочетающееся с высокой детской смертностью. Именно в бедных слоях населения в семьях много детей — тогда родители имеют более реальную возможность в старости получить от них помощь.) Когда благосостояние населения достигает определенного уровня, его рост замедляется, несмотря на то что теперь есть больше средств к жизни в широком смысле этого слова и можно было бы прокормить больше едоков. Это указывает на зависимость роста населения от общественных условий, а не наоборот.

Неоспорим и тот факт, что среди стран с одинаковым общественным строем одни имеют высокую, а другие — низкую плотность населения. В капиталистической Швеции при высоком жизненном уровне на 1 квадратный километр приходится 17 человек, в капиталистической Голландии, тоже при высоком жизненном уровне, на 1 квадратном километре в среднем живут 356 человек; а вот в капиталистической Греции при низком жизненном уровне — 64 человека. В социалистической ГДР при высоком жизненном уровне на

124

1 квадратный километр приходится 158 человек, а в социалистической Монголии, при несколько более низком жизненном уровне — примерно 1 человек!

Следовательно, невозможно установить закономерной взаимосвязи такого рода, что большая или меньшая плотность населения выступает условием более высокого или более низкого жизненного уровня в странах с капиталистическим или социалистическим общественным строем. Законы роста населения несущественны для исторического развития. Поэтому лозунг о «жизненном пространстве» народа вводит в заблуждение. Многие народы с низкой плотностью населения нуждаются в помощи для своего развития, а некоторые страны с высокой плотностью населения, напротив, в помощи не нуждаются, потому что они, в отличие от первых, располагают высокоразвитой промышленностью.

Какую роль играют биологические, расовые условия?

Разве древние римляне, завоеватели мира, принадлежали не к той же расе, что и сегодняшние итальянцы, которые уже не властвуют над миром? Северные викинги были морскими разбойниками, наводившими ужас на соседей, а их нынешние шведские и норвежские потомки — мирный народ. Наемные рабочие и предприниматели, интеллигенты и художники, угнетающие или угнетенные классы и нации, угнетатели и борцы за свободу были и есть во всех расах. Современный образ жизни не знает никаких расовых, биологических границ. Совершенно очевидно, что общественное развитие определяется не биологическими законами, которые, в противоположность обществу, «со времен Адама и Евы» существенно не изменились. Оно следует собственным общественным законам и движущим силам.

Какую роль играет способ производства?

Человек отличается от животного способностью к труду. Благодаря труду, употреблению и — прежде всего — изготовлению инструментов человек создает себе как бы новые, искусственные органы тела, «искусственную» среду, а именно общество, которое как бы перекрывает собственными законами естественную среду — природную основу человеческой жизни.

Из названных выше материальных условий общественной жизни осталось только материальное производство. В самом деле, основное условие человеческой жизни и открытый К. Марксом закон исторического развития человечества состоит в том, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены,— а не наоборот, как это делалось до сих пор»1.

Когда мы исследуем историю, мы видим, что единственным материальным условием общественной жизни, которое изменяется в той же мере, как и само общество, является материальное производство, то есть способ производства необходимых для жизни благ. Мы видим также, что в истории общества имеются четко отличающиеся друг от друга периоды, для каждого из которых характерен определенный способ производства. И это верно независимо от соответствующих климатиче-

1

  Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 350—351.

126

ских, географических, биологических, расовых и демографических условий. Таким образом, способ производства материальной жизни общества есть в конечном счете решающая, определяющая основа исторического развития.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: