Полные изменчивой радужной игры.
Поэтический образ К.Бальмонта, написавшего эти строки, очень близок музыке С.С.Прокофьева.
№1 – перед нами тоже лирический образ, но он растворен в огромном пространстве. В мелодии слышны интонации песенки или поэтичной речи, которые звучат в высоком регистре. Широта звукового пространства и прозрачность фактуры создают очень хрупкий образ, какой-то неземной.
Сравним с №17 -________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Урок 8
Стиль композитора
Почему мы иногда смело утверждаем: звучит музыка Моцарта, а это Бетховена или Прокофьева?
Да потому, что каждый композитор сочиняет в своем стиле.
Что же такое стиль?
ЗАПОМНИ!__________________________
Музыкальный стиль – это образное единство, совокупность средств выражения художественного и идейного содержания с помощью языка музыки.
___________________________________
У каждого композитора свой стиль сочинения. Давайте вспомним некоторых из них:
|
|
· П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома». Композитор передает задушевную интонацию. В мелодиях слышно дыхание человеческой речи. Часто сочинял пьесы в ритме вальса, марша, польки…
· С.С.Прокофьев «Детская музыка», «Мимолетности». Композитор любит раскидистые мелодии, он широко, свободно располагает все детали своего музыкального пространства. Прокофьев избегает излишней чувствительности, свои лирические интонации он растворяет в прозрачном воздухе высокого регистра, свою радость он направляет в безудержный бег быстрых звуков или преподносит её в чуть-чуть насмешливом тоне.
· К.Дебюсси. Его пьеса «Снег танцует» из цикла «Детские сцены» не просто звучит, а переливается всеми красками. Хочется замереть, погрузиться в музыкальное пространство и наблюдать.
Итак, у каждого композитора – свой стиль сочинения. Но существует еще стиль времени. В музыке композиторов одного времени можно найти много общего. Иногда говорят, что
► И.С.Бах сочинял в стиле эпохи барокко,
► Моцарт – это классик,
► Шопен – романтик,
► Дебюсси – импрессионизм (от фр. – впечатление).
Испытания
1) Богатое образное содержание музыки вмещает в себя многое, что помогает композитору выразить в звуках самые разные…
| ||||||
| ||||||
|
|
| С |
|
|
|
| ||||||
| ||||||
2) Вспомните знакомые вам приёмы развития в музыке:
1. – резкая смена характера звучания, противоположность;
2. – повтор фраз (мотивов) от разных нот;
3. – все фразы (мотивы) звучат без изменений.
2 | |||||||||
| |||||||||
| 3 | ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
Урок 9
Музыкальное время
Время нельзя остановить, оно течет как река. Мы спим – оно течет, мы читаем – оно течет. Так же и в музыке. Только иногда нам кажется, что музыкальное время движется ровно, а иногда с ускорением или замедлением.
Вопрос: что при этом изменяется?
Ответ:______________________________________________________________________________________________.
· Соната №1 Л.Бетховена, 1 ч.
· «Фантазия» В.Моцарта