Звук – мотив – фраза – предложение – период

______________________________________

 

       В простой музыке распространена так называемая квадратная структура

 

       Для простых размеров (2/4, 3/4) квадратный период будет иметь следующую структуру:

 

восьмитактовый квадратный период

 

Или со смещением, если музыка начинается с неполного такта (затакта):

 

Восьмитактовый квадратный период с затактом


Урок 12


 

Суммирование

 

 

       Что мы видим в знакомой нам песенке: фразы неровные по количеству слогов и тактов! Сначала 1 такт + 1 такт, а потом широкая третья фраза 2 такта.

Получилось 1 + 1 + 2.

       Так и назовём: суммирование. Оно всегда придает звучанию ощущение устойчивости, роста.

 

       Задание: Проверьте на примере «Марша деревянных солдатиков».

 

       Бывает иногда даже двойное суммирование.

Вспомним песенку И. Дунаевского «Капитан»:

 

1 + 1 + 2 + 4.

 «Улыбка» в мелодии становится всё шире и шире.

 

       Есть интересные примеры суммирования и в поэзии:

 

 

Дробление

 

       Вспомним песню И. Дунаевского «Весёлый ветер»:

       Здесь всё наоборот: за крупной фразой – ряд мелких 2 + 1 + 1. Как эхо звучит настойчивое обращение к ветру, мелодия дробится из-за повторения последних слов.

 

 

       А вот интересный пример дробления в стихотворении В. Маяковского:

 

           

       Поэт «укусил жару» повтором слов, еще добавил «плыла» (почти «пылала»). Да, здесь дробление. В. Маяковский специально разделил таким образом строчки, чтобы видно было дробление и то, как суммирует и замыкает мысль последняя строка.

 

       Так и назовём: дробление с замыканием.

 

       Еще один пример стихотворения с делением фраз:


 

 

Урок 13

Развитие музыкальной темы


Музыкальная фразаэто относительно завершенная часть мелодии.

Фразу можно разбить на мотивы, обычно в одной фразе – два мотива:

 

1 мотив + 1 мотив = 1 фраза

 

 

Таким образом, музыкальный мотив – наименьший элемент музыкальной темы, короткая музыкальная мысль.

 

В музыкальном произведении может быть как одна, так и несколько музыкальных тем.

 

    Музыкальная тема, излагаемая в начале произведения, занимает ведущее положение в музыкальном произведении. Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично.

 

Развитие темы приводит к кульминации (от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части.

 

 

     

Приемы развития музыкальной темы:

 

· Повторение - самый простой прием развития. Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами (куплетная форма).

Ø М.И. Глинка романс «Сомнение»

 

· Секвенция (от лат. «следую») - прием развития, который основан на повторении темы на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.

Ø П.И. Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»

 

· Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема.

Ø П.И. Чайковский Симфония №4, финал.

Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow