Узловые вопросы фирмы

 

1.Значение рынка совершенной конкуренции

Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию, и, следовательно, действующих условиях, приближенных к совершенной конкуренции.

Во-вторых, она имеет огромное методологическое значение, поскольку позволяет – пусть и ценной больших упрощений действительно рыночной картины – понять логику действий фирмы. Этот приём, типичен для многих наук.

2.Стратегия поведения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Производитель ведет себя рационально. Принцип рациональности поведения производителя аналогичен принципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данном случае это прибыль производителя) достигается, когда предельный выигрыш от производства еще одной единицы продукта превышает предельные затраты на производство этой дополнительной единицы.

Положительная разница между предельным доходом и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы. Производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае, когда MR = MС, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать. Следовательно, MP = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых MP и МС является точкой равновесия фирмы. Поскольку при совершенной конкуренции Р = MR, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).

Равновесие фирмы характеризуется равновесной ценой PE и равновесным объемом производства QE, при которых прибыль фирмы достигает максимума.

3.Стратегия поведения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:

 

– спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается;

– приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса будет соприкасаться с кривой средних издержек. В результате в долгосрочном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (состояние безубыточности). Наилучший (оптимальный) объем для фирмы-монопольного конкурента (Q0) определяется правилом MR = MC при Р>ATCmin.

4.Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене. Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

5.Критерий входа новых фирм на рынок. Фирмы входят на рынок, создавая новые предприятия, что, таким образом, приводит к увеличению количества конкурирующих производителей. Вход новых фирм на рынок происходит тогда, когда закрепившиеся на данном рынке фирмы получают сверхприбыли. Вход новых фирм играет важную роль в расширении потенциала предложения на рынке и в устранении сверхприбылей. На практике вход новых фирм происходит также путём поглощения или слияния с уже существующей фирмой. При этом увеличивается конкуренция, повышается уровень предложений и, в конечном счете, устраняются сверхприбыли.

6.Последствия массового оттока фирм с рынка

В ситуации убытков массовый отток фирм способствует повышению рыночных цен и исчезновению убытков. Таким образом, единственным долгосрочным равновесием на конкурентном рынке может быть равновесие при безубыточности

Тесты

 

 

Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа в г а б а  

1. Для рынка совершенной конкуренции несвойственно наличие следующего признака:

а) большое число продавцов;

б) большое число покупателей;

в) дифференциация продукта;

г) однородность товаров.

2. Если конкурентная фирма увеличивает объём продаж, то её предельный доход:

а) возрастает;

б) сокращается;

в) не меняется;

г) возрастает быстрее цены.

3. В состоянии краткосрочного равновесия у конкурентной фирмы:

а) цена товара равна предельным издержкам;

б) цена товара равно средним издержкам;

в) цена товара выше предельных издержек;

г) цена товара ниже предельных издержек.

4. Точкой закрытия фирмы называют такой объём производства, при котором рыночная цена равна минимуму:

а) средних общих затрат фирмы;

б) предельных затрат;

в) средних переменных затрат;

г) средних постоянных затрат.

5. Типичная фирма в совершенно конкурентной отрасли:

а) рассматривает рыночную цену как данную;

б) в некоторой мере может контролировать вхождение новых фирм в отрасль;

в) может продать больше продукта, если снизит цену;

г) продаёт уникальный продукт.

 

Задачи

 

Задача 1

Рыночная цена единицы продукции составляет 2 ден. ед. Заполните таблицу 6.

Объём производства Q ед. Общая выручка TR Предельный доход MR Общие издержки TC Средние общие издержки ATC Предельные издержки MC Прибыль pro(±)
0 0 - 1.0 - - -1
1 2 2 2.0 2 1,0 0
2 4 2 2.9 1,45 0,9 1,1
3 6 2 3.0 1 0,1 3
4 8 2 5.0 1,25 2,0 3
5 10 2 10.0 2 5,0 0

MC= ΔTC/ ΔQ = (TC2-TC1)/(Q1-Q2)

MC2=(2.9-2)/(1-2)= 0.9/-1=0.9

MC3=(3-2.9)/(2-3)= 0.1/-1=0.1

MC4=(5-3)/(3-5)= 2/-1=2

MC5=(10-5)/(4-5)= 5/-1=5

 

MR= ΔTR/ ΔQ=(TR2-TR1)/(Q1-Q2)

MR2= (4-2)/(1-2)=2/-1=2

MR3=(6-4)/(2-3)= 2/-1=2

MR4=(8-6)/(3-5)= 2/-1=2

MR5=(10-8)/(4-5)= 2/-1=2

        

 

1.Постройте график общей выручки и общих издержек. Покажите точки критического объёма производства и оптимальный объём производства, при

котором достигается максимальная прибыль.

 

Рис.1 – график общей выручки и общих издержек

Рис.2 – график предельного дохода, предельных издержек и средних общих издержек

 

До тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки, увеличение объемов производства эффективно, т.е. расширение производства до 8 шт. рентабельно

 

Задача 2

Имеются следующие данные о деятельности фирмы:

Таблица 7

Цена, руб. Объём производства, шт. Валовой доход, руб. Валовые издержки, руб. Постоянные издержки, руб. Переменные издержки, руб. Средние валовые издержки, руб./шт. Средние переменные издержки, руб./шт. Предельные издержки, руб./шт.
5 1000 5000 7000 1500 5500 7 5.5 5.0

 

Количество выпускаемого продукта фирмы таково, что при его увеличении предельные издержки фирмы возрастут.

Заполните таблицу, внося недостающие цифры, и скажите, должна ли фирма: 3. закрыться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: