Тема 5. Теория производства: издержки производства, выручка и прибыль

 

Дайте определение понятиям

 

1. Предельный продукт – это добавочный продукт, или дополнительное расширение производства, полученное в результате увеличения данного фактора на одну единицу при неизменной величине...

 

2. Изокванта – это кривая равного выпуска продукта (кривая безразличия для производителей). Все точки на этой кривой показывают различное сочетание факторов производства для выпуска одинакового количества продукции.

 

3. Изокоста – это кривая, изображающая сочетания затрат факторов производства, которые могут быть куплены на данную сумму

 

4. Равновесие производства означает, что цена каждого продукта равна издержкам на его изготовление, включающим в себя и нормальную прибыль как вознаграждение за капитал.

 

5. Краткосрочный период производства – период времени, в течение которого увеличение объема производства возможно осуществить только за счет увеличения переменных издержек, и в течение которого невозможно заменить оборудование, иные основные средства.

 

6.Долгосрочный период производства – это период, в котором все факторы производства являются переменными; период, в течение которого фирма может менять все факторы производства.

 

7.Бухгалтерские издержки – это стоимость израсходованных в течение определённого периода времени факторов производства (экономических ресурсов) в фактических ценах их приобретения. Таким образом, бухгалтеры включают в издержки только явные (внешние) затраты фирмы.

 

8.Бухгалтерская прибыль – общая прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, рассчитана по бухгалтерскому учету в соответствии с действующими законодательно принятыми правилами за отчетный период без учета расходов

 

9.Экономические издержки – выплаты, которые фирма осуществляет поставщику ресурсов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах

 

10.Нормальная прибыль – уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели.

 

11.Экономическая прибыль – это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца.

 

12.Постоянные издержки – это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от изменения величины объема производства

 

13.Переменные издержки – это та часть издержек, которая меняется в зависимости от уровня выпуска продукции

 

14.Общие издержки – те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства

 

15.Средние издержки – издержки, взвешенные по объему производства, то есть издержки на единицу выпускаемой продукции

 

16.Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции

 

17.Общая выручка или валовой доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определённого количества товара. Он определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц.

 

18.Предельная выручка или предельный доход также маржинальный доход, предельная выручка – дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

Узловые вопросы темы

 

1. Условия действия закона убывающей предельной производительности.

Закон гласит: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.

Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.

2. Физический и моральный износ.

Физический износ – материальное изнашивание машин, оборудования, инструментов, сооружений и других средств труда в результате постепенной потери отдельными элементами своих технико-производственных качеств от нагрузок и влияния атмосферных условий (сырость).

Моральный износ – потеря средствами труда части стоимости из-за конструктивного строения. Причиной морального износа является научно-технический прогресс. Моральный износ бывает двух видов:

1. в производстве появляются точно такие же средства труда, но с более низкой стоимостью. В результате этого средства труда, приобретённые раньше, утрачивают свою первичную стоимость, т.к. на готовый продукт будет переноситься уже меньшая стоимость.

2. в производство внедряется принципиально новые средства труда, новая технология, что резко повышает производительность труда и на единицу продукции, будет переноситься меньшая величина стоимости основных фондов.

3. Факторы, влияющие на оптимальный размер предприятия

Оптимальным размером предприятия будет такой, который обеспечивает максимальные результаты при минимальных затратах.

К факторам, оказывающим влияние на выбор оптимального размера предприятия, относятся:

- объём спроса и характер выпускаемой продукции;

- размещение источников сырья и рынков сбыта;

- сроки строительства и освоения производственной мощности, эффективность инвестиций;

- интересы обороноспособности страны.

4. Причина живучести и размаха мелкого предпринимательства

Они действуют в отраслях с небольшим, минимально эффективным размером предприятия. Конкурентоспособными являются маленькая парикмахерская, небольшая семейная ферма, юридическая фирма, в которой работает один квалифицированный адвокат. У небольших фирм близки к нулю складские расходы (а в сфере услуг они отсутствуют). Они очень гибко приспосабливаются к изменяющейся рыночной ситуации, могут учесть индивидуальные особенности заказчика. Малый бизнес играет важную роль в развитии многих важных направлений научно-технического прогресса. Очень часто небольшие фирмы сотрудничают с крупными, например поставляют комплектующие изделия автомобильным заводам или тару фирмам по выпуску сложной аппаратуры.

Значительный экономический эффект дала получившая распространение на Западе система сотрудничества крупного и мелкого предпринимательства (франчайзинг). Она чаще всего встречается в торговле и сфере услуг. В этой системе крупная головная фирма предоставляет мелкой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, может выделять ей кредит на льготных условиях, оказывает консультационные услуги, услуги по рекламе, сдает в аренду оборудование.

Следует также учитывать, что в некоторых случаях географические границы рынка невелики и удовлетворять спрос на таком рынке могут только небольшие фирмы. Так, в небольшом населенном пункте нужды местного рынка удовлетворяют небольшая хлебопекарня, один парикмахер или один зубной врач. Мелкие фирмы играют значительную роль в реализации политики занятости. Они сосредотачивают у себя значительную часть экономически активного населения.

5.Преимущества и недостатки крупных фирм. Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:

• являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука —производство», т. е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;

• легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;

• создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;

• с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

• больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;

• достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.

К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:

 

• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

• необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

• усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

• повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;

• нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

• возможность монополизации производства и др. Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т. е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.

6.Влияние объёма производства на величину средних и предельных издержек фирмы

Средние издержки используются для решения вопроса о том, производить ли данную продукцию вообще. Чтобы определить, следует ли увеличивать или уменьшать выпуск продукции, фирма пользуется предельными издержками.

Предельные издержки— это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Предельные издержки отражают изменения в издержках, которые повлечет за собой увеличение или уменьшение производства на одну единицу.

Сравнение средних и предельных издержек производства — важная информация для управления фирмой, определяющая оптимальные размеры производства. В точке В цена предложения совпадает со средними и предельными издержками. Эта точка означает равновесие фирмы. Это так называемое правило предельных и средних, согласно которому «предельные издержки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина средних издержек достигает своего минимума».

7.Правила минимизации издержек и максимизации прибыли и их взаимосвязь

Тогда, когда последний затраченный рубль на покупку каждого фактора даёт одинаковый прирост общего выпуска продукции. Это означает, что относительно более дорогой фактор производства замещается относительно более дешёвым. Так, если MPl/Pl >MPk/Pk, то минимизирует свои издержки путём замены капитала трудом. В ходе этой замены предельный продукт труда будет уменьшаться, а предельный продукт капитала – расти. Замена будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнуто равенство предельных продуктов. И наоборот, если MPl/Pl<MPk/Pk, то фирме следует замещать труд капиталом.

 

Минимизация издержек есть обязательное, но недостаточное условие для максимизации прибыли. Разница между минимизацией издержек и максимизацией прибыли заключается в следующем: при достижении оптимальной комбинации факторов для любого объёма выпуска во внимание принимаются цены факторов и их предельная производительность. Условием максимизации прибыли (минимизации убытков) для фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде является соблюдение равенства P = MC, которое представляет собой соответствующий особенностям совершенно конкурентного рынка вариант общего для любых фирм условия максимизация прибыли MR = MC. При формулировке условий максимизации прибыли необходимо учитывать и такую величину, как предельный продукт фактора в денежном выражении, отражающий спрос на продукцию, производимую с помощью этих факторов. Это связано с производным характером спроса на факторы.

 

Тесты

 

 Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа б в г в г

1. Закон убывающей отдачи характеризует:

а) снижение объёма производства в промышленности России в 1992г.;

б) уменьшение прироста урожая при увеличении вносимых удобрений;

в) повышенный тариф оплаты сверхурочных работ;

г) рост урожая при увеличении удобрений на единицу площади земельного участка.

2. Период времени, в течение которого все факторы производства являются переменными, называется:

а) мгновенный;

б) краткосрочный;

в) долгосрочный;

г) все ответы правильны.

3. Наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»:

а) прибыль, получаемая фирмой при MR=MC;

б) прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли;

в) прибыль, получаемая самой эффективной фирмой в отрасли;

г) минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в отрасли.

4. В точке минимальных средних издержек предельные издержки должны быть:

а) больше средних валовых издержек;

б) меньше средних валовых издержек;

в) равны средним валовым издержкам;

г) минимальными.

5. Экономическая прибыль будет равна нулю, если:

а) явные издержки будут равны неявным;

б) общая выручка будет равна явным издержкам;

в) общая выручка будет равна неявным издержкам;

г) общая выручка будет равна сумме явных и неявных издержек.

 

 

Задачи

 

Задача 1

Предприниматель открыл своё дело, имея стартовый капитал 25 тыс. ден. ед. За аренду здания он заплатил 40 тыс. ден. ед., в начале года в арендуемом здании пришлось выполнить ремонтные работы стоимостью 20 тыс. ден. ед. Наёмным работникам в течение года выплатили зарплату в сумме 45 тыс. ден. ед. Расходы на сырье, материалы и транспорт составили 30 тыс. ден. ед. Недостающую для покрытия расходов сумму денег предприниматель занял в банке сроком на год. Банковский процент по депозитам равен 12%, по кредитам 20%. Открывая своё дело, предприниматель уволился с работы, где его годовая зарплата составляла 18 тыс. ден. ед.

Определите:

1. Бухгалтерские и экономические издержки.

2. Бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Решение:

Зная AFC и объем продаж найдем постоянные издержки FC.

Нам известно, что AFC = FC/Q.

Из этого следует, что FC=AFC*Q,  

FC = 24*5 = 120

Так как постоянные издержки не зависят от объема производства,   

заполняем весь столбец.

Пользуясь формулой AFC = FC/Q заполним третий столбец.

1.Бухгалтерские и экономические издержки.

Бух. издержки = 40+45+30+20+(40+45+30+20-25)*0,2=146

Эконом. издержки=146+18+(25*0,12)=167

2. Бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бух. прибыль = 146+3=149

Эконом. прибыль = 115+3=118

4. В таблице представлены отдельные сведения о затратах предприятия в краткосрочном периоде. Заполните таблицу.

Q AFC AVC ATC MC FC VC TC
0 0 0 0 0 120 0 120
1 120 18 138 18 120 20 138
2 60 19 79 20 120 38 158
3 40 18 58 16 120 54 174
4 30 17 47 14 120 68 188
5 24 16 40 12 120 80 200

AFC = AC*Q; AVC = VC/Q ATC = TC/Q

Q – объем продаж

FC=AFC*Q – постоянные издержки

VC = TC – FC – переменные издержки

TC=TFC+TVC – совокупные издержки

AVC = VC/Q – средние переменные издержки

AFC=ATC-AVC – средние постоянные издержки

ATC=TC/Q – средние совокупные издержки

ATC = AFC+AVC

MC= ΔTC/ ΔQ = (TC2-TC1)/(Q1-Q2)– предельные издержки

 

Зная средние постоянные издержки AFC и объем продаж Q найдем

постоянные издержки FC.

Нам известно, что AFC = FC/Q.

Из этого следует, что FC=AFC*Q,  

FC = 24*5 = 120

Так как постоянные издержки не зависят от объема производства,   

заполняем весь столбец.

Пользуясь формулой AFC = FC/Q заполним столбец.

При объеме производства 5 нам известны совокупные издержки TC,

найдем ATC, VC, AVC:

ATC = TC/Q

TC = VC+FC; VC = TC – FC

AVC = VC/Q

ATC = 200/5 = 40д.е.

VC = 200 – 120 = 80д.е.

AVC = 80/5 = 16д.е.

 

Чтобы вычислить предельные издержки, воспользуемся формулой:    

MC=(TC2-TC1)/(Q1-Q2)

Рассчитаем для объема продаж 2 ед.

MC = (174 – 158)/(3-2) = 16 д.е.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: