Прочитайте текст и выполните задания к нему

1) Подорванное хозяйство еще может быть восстановлено разумными мерами. 2) Неизмеримо страшнее выглядит разру­шенное моральное здоровье нации, обесцененные нравственные критерии. 3) Длящаяся десятилетиями пропаганда, направлен­ная на искоренение принципов и норм, основанных на совести, не могла не разрушить в народе самое понятие Добра и Зла. 4) Проповедь примата материальных ценностей привела к от­рицанию духовных и пренебрежению ими. 5) Отсюда - неиз­бежное одичание, бездуховность, утверждение вседозволеннос­ти, превращение людей в эгоистических, утративших совестли­вость, неразборчивых в средствах искателей легкой жизни, не стесненных этическими и моральными нормами. 6) Проросло карамазовское «все дозволено», практически вылившееся в готовность не стеснять себя ни в чем, сообразовывая поступки и поведение лишь с одним соображением: «Не попадаться!»

7) И если присовокупить ко всему этому шесть десятилетий запрета на собственное мнение, лишение права высказывания, отучившие людей мыслить и поощрявшие лакейскую психо­логию, то надо еще подивиться вскормленной вековыми тради­циями нравственной силе русского народа, не давшей ему оди­чать окончательно, встать на четвереньки и благодарно захрю­кать у корыта со скудным кормом, возле которого его обрекли топтаться...

8) Что же нужно России, чтобы обрести силу? 9) Нелегко, а может, и вовсе невоз­можно кратко сформулировать ответ. 10)Должны истечь сро­ки. 11) Должна когда-нибудь оправдаться всеобщая уверен­ность, что дальше «так продолжаться не может». 12) В какой-то мере Идола подтачивает критика - камерная, глухая, под­польная, но встречающая понимание и сочувствие. 13) И все же из всего, что с нами произошло, мы извлекли только знание гибельных путей, того, что заводит в тупик, закабаляет человека, суживает его горизонты до миски с хлёбовом. 14) А вот как дать ему понять, что у него могут отрасти крылья? 15) Что есть мир высоких духовных радостей, перед которыми меркнут тус­клые и плоские идеалы материалистов? 16) Воздвигнуть его на подлинное братолюбие? 17) Мы этого не знаем.

18) И, может быть, вкладом в эти поиски путей является правдивый рассказ о прошлом, отдельными крупицами кото­рого воспользуются - кто знает? - те, кому будет открыто, как вывести на путь спасения...

(По О. Волкову)

Задания.

1. В предложении 7 найдите глагол с приставкой, имеющей значение присоединения, приближения; укажите номер ударного слога в этом слове.________________________

 

2. Из последнего абзаца выпишите слово, в котором происходит процесс озвончения глухого согласного.

_________________________________________________

3. Из предложений 6 – 15 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.______________________

 

4. Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

_________________________________________________

7. Из предложений 15 – 18 выпишите возвратный(-ые) глагол(-ы).________________________________________

 

8. Из первого абзаца выпишите действительное(-ые) причастие(-я) прошедшего времени.

_________________________________________________

9. Из предложений 6 – 7 выпишите производный предлог.

_________________________________________________

10. Из предложений 12—13 выпишите частицы.

_________________________________________________

11. Объясните правописание НЕ со словами в предложении 5.____________________________________

 

12. Из предложения 2 выпишите все словосочетания со связью примыкание.

_________________________________________________

 

13. Из предложения 3 выпишите словосочетания, строение которых соответствует схеме причастие + существительное, где причастие выступает в роли главного слова. Укажите тип подчинительной связи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14. Выпишите грамматическую основу из предложения 6. ______________________________________________

15. Среди предложений 6-14 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения._______________

 

16. Из предложения 18 выпишите вводное слово; найдите и выпишите номер предложения, в котором эта конструкция является частью составного сказуемого.

_________________________________________________

17. Укажите номер СПП с последовательным подчинением придаточных.____________

 

18. Какие типы придаточных присоединяет ЧТО в предложениях 11 и 14? Определите часть речи, к которой принадлежит это слово в том и другом предложении, а также в предложении 8.

_________________________________________________

19. Выпишите номер простого предложения, осложненного обособленным определением и обособленным обстоятельством.___________________

 

20. Выпишите номер сложного предложения, частями которого являются односоставные предложения._______

 

21. Запишите номер предложения, где тире – авторский знак. _________________

 

22. Какое из предложений 8—18 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения? Напишите

номер этого предложения. ______________

 

23. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используют­ся в тексте? Напишите порядковые номера этих средств. Укажите цель использования каждого средства выразительности.

 

1) сравнение                           2) ряды однородных членов

3) риторические вопросы     4) поэтическое обращение

5) синтаксический параллелизм 6) развёрнутая метафора

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Текст № 4.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: