1) Подорванное хозяйство еще может быть восстановлено разумными мерами. 2) Неизмеримо страшнее выглядит разрушенное моральное здоровье нации, обесцененные нравственные критерии. 3) Длящаяся десятилетиями пропаганда, направленная на искоренение принципов и норм, основанных на совести, не могла не разрушить в народе самое понятие Добра и Зла. 4) Проповедь примата материальных ценностей привела к отрицанию духовных и пренебрежению ими. 5) Отсюда - неизбежное одичание, бездуховность, утверждение вседозволенности, превращение людей в эгоистических, утративших совестливость, неразборчивых в средствах искателей легкой жизни, не стесненных этическими и моральными нормами. 6) Проросло карамазовское «все дозволено», практически вылившееся в готовность не стеснять себя ни в чем, сообразовывая поступки и поведение лишь с одним соображением: «Не попадаться!»
7) И если присовокупить ко всему этому шесть десятилетий запрета на собственное мнение, лишение права высказывания, отучившие людей мыслить и поощрявшие лакейскую психологию, то надо еще подивиться вскормленной вековыми традициями нравственной силе русского народа, не давшей ему одичать окончательно, встать на четвереньки и благодарно захрюкать у корыта со скудным кормом, возле которого его обрекли топтаться...
|
|
8) Что же нужно России, чтобы обрести силу? 9) Нелегко, а может, и вовсе невозможно кратко сформулировать ответ. 10)Должны истечь сроки. 11) Должна когда-нибудь оправдаться всеобщая уверенность, что дальше «так продолжаться не может». 12) В какой-то мере Идола подтачивает критика - камерная, глухая, подпольная, но встречающая понимание и сочувствие. 13) И все же из всего, что с нами произошло, мы извлекли только знание гибельных путей, того, что заводит в тупик, закабаляет человека, суживает его горизонты до миски с хлёбовом. 14) А вот как дать ему понять, что у него могут отрасти крылья? 15) Что есть мир высоких духовных радостей, перед которыми меркнут тусклые и плоские идеалы материалистов? 16) Воздвигнуть его на подлинное братолюбие? 17) Мы этого не знаем.
18) И, может быть, вкладом в эти поиски путей является правдивый рассказ о прошлом, отдельными крупицами которого воспользуются - кто знает? - те, кому будет открыто, как вывести на путь спасения...
(По О. Волкову)
Задания.
1. В предложении 7 найдите глагол с приставкой, имеющей значение присоединения, приближения; укажите номер ударного слога в этом слове.________________________
2. Из последнего абзаца выпишите слово, в котором происходит процесс озвончения глухого согласного.
_________________________________________________
3. Из предложений 6 – 15 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.______________________
|
|
4. Укажите способ образования подчеркнутых слов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
_________________________________________________
7. Из предложений 15 – 18 выпишите возвратный(-ые) глагол(-ы).________________________________________
8. Из первого абзаца выпишите действительное(-ые) причастие(-я) прошедшего времени.
_________________________________________________
9. Из предложений 6 – 7 выпишите производный предлог.
_________________________________________________
10. Из предложений 12—13 выпишите частицы.
_________________________________________________
11. Объясните правописание НЕ со словами в предложении 5.____________________________________
12. Из предложения 2 выпишите все словосочетания со связью примыкание.
_________________________________________________
13. Из предложения 3 выпишите словосочетания, строение которых соответствует схеме причастие + существительное, где причастие выступает в роли главного слова. Укажите тип подчинительной связи.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Выпишите грамматическую основу из предложения 6. ______________________________________________
15. Среди предложений 6-14 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения._______________
16. Из предложения 18 выпишите вводное слово; найдите и выпишите номер предложения, в котором эта конструкция является частью составного сказуемого.
_________________________________________________
17. Укажите номер СПП с последовательным подчинением придаточных.____________
18. Какие типы придаточных присоединяет ЧТО в предложениях 11 и 14? Определите часть речи, к которой принадлежит это слово в том и другом предложении, а также в предложении 8.
_________________________________________________
19. Выпишите номер простого предложения, осложненного обособленным определением и обособленным обстоятельством.___________________
20. Выпишите номер сложного предложения, частями которого являются односоставные предложения._______
21. Запишите номер предложения, где тире – авторский знак. _________________
22. Какое из предложений 8—18 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения? Напишите
номер этого предложения. ______________
23. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите порядковые номера этих средств. Укажите цель использования каждого средства выразительности.
1) сравнение 2) ряды однородных членов
3) риторические вопросы 4) поэтическое обращение
5) синтаксический параллелизм 6) развёрнутая метафора
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст № 4.