Прочитайте текст и выполните задания

(1)Человек должен быть интеллигентен.

(2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, бу­дет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятель­ствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (9)И вот почему.

(10)Многие думают, что интеллигентный человек — это тот, кото­рый много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуще­ству гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (11)А между тем можно иметь всё это и не быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

(12)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памя­ти. (13)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литера­туры, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. (14)Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, смо­жет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штукови­ны», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого чело­века, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит дру­гого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек... (15)Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни са­мого человека и для окружающих его людей.  

              (По Д.С. Лихачеву)                                                                                                            

Задания.

А29. В чём, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл истин­ной интеллигентности?

1) В необходимости хорошего образования.

2) В любви к чтению, в гуманитарном знании и знании иностран­ных языков.

3) В восприимчивости к культуре, в готовности понять и принять индивидуальность другого человека.

4) В знании истории и искусства.

 

А30. Определите стиль и тип речи.

1) научно-популярный стиль; повествование       

2) публицистический стиль; рассуждение

3) художественный стиль; описание                      

4) научный стиль; рассуждение

 

А31. Объясните значение слова ЗЛОРАДСТВО (предложение 14)

1) злые, недоброжелательные слова                       

2) злобная радость при неудаче другого

3) враждебное настроение                       

4) дурной нрав, характер

А32. В каком предложении использован фразеологизм?

1) 3             2) 5             3) 10             4) 12

Часть 2

В1. Из предложений 4—9 выпишите слово, которое образовано приставочным способом._____________________

 

В2. Среди предложений 10—14 найдите такое, в котором изъявительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Напишите номер этого предложения.__________

 

В3. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.______________________________________

 

В4. Среди предложений 7—12 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого предложения.___________

 

В5. Среди предложений 11—15 найдите предложение с обособленным оп­ределением. Напишите номер этого предложения.__________________

 

В6. Среди предложений 5—13 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.______________

 

В7. Какое из предложений 1—9 связано с предыдущим с помощью лично­го местоимения? Напишите номер этого предложения.________________

 

В8. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используют­ся в тексте? Напишите порядковые номера этих средств.

1) риторические восклицания                 

2) ряды однородных членов

3) риторические вопросы                 

4) лексический повтор

5) олицетворение                       

6) анафора

9. Укажите средство связи предложений:  

а) 4-5          

б) 11-12            

в) 14-15         

10. Сколько раз звук [л] встречается в предложении 11?

 

11. Определите способ словообразования подчеркнутых слов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Выпишите из предложения 14 слово(-а), построенное по модели: приставка+корень+суффикс+окончание

__________________________________________________________________________________________________________

 

13. Из предложений 10-11 выпишите частицу(-ы)

__________________________________________________________________________________________________________

 

14. Выпишите из текста слово со значением «отличительные особенности психического склада кого-либо»_____________

 

15. Выпишите из текста деепричастие(-я)_________________

_____________________________________________________

16. Объясните правописание НН в выделенном слове (предложение 14)______________________________________

 

17. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 15___________________

 

18. Укажите номер(-а) предложения(-ий) с вставной конструкцией______________________

 

19. Найдите простое односоставное определенно-личное предложение__________________

 

20. Среди предложений 1-5 найдите простое(-ые) с составным именным сказуемым. Укажите номер(-а)_______________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: