(1)Человек должен быть интеллигентен.
(2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (9)И вот почему.
(10)Многие думают, что интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (11)А между тем можно иметь всё это и не быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
(12)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (13)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. (14)Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек... (15)Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.
(По Д.С. Лихачеву)
Задания.
А29. В чём, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл истинной интеллигентности?
1) В необходимости хорошего образования.
2) В любви к чтению, в гуманитарном знании и знании иностранных языков.
3) В восприимчивости к культуре, в готовности понять и принять индивидуальность другого человека.
4) В знании истории и искусства.
А30. Определите стиль и тип речи.
1) научно-популярный стиль; повествование
2) публицистический стиль; рассуждение
3) художественный стиль; описание
4) научный стиль; рассуждение
А31. Объясните значение слова ЗЛОРАДСТВО (предложение 14)
1) злые, недоброжелательные слова
2) злобная радость при неудаче другого
3) враждебное настроение
4) дурной нрав, характер
А32. В каком предложении использован фразеологизм?
1) 3 2) 5 3) 10 4) 12
Часть 2
В1. Из предложений 4—9 выпишите слово, которое образовано приставочным способом._____________________
В2. Среди предложений 10—14 найдите такое, в котором изъявительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Напишите номер этого предложения.__________
В3. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.______________________________________
В4. Среди предложений 7—12 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого предложения.___________
В5. Среди предложений 11—15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.__________________
В6. Среди предложений 5—13 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.______________
В7. Какое из предложений 1—9 связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Напишите номер этого предложения.________________
В8. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите порядковые номера этих средств.
1) риторические восклицания
2) ряды однородных членов
3) риторические вопросы
4) лексический повтор
5) олицетворение
6) анафора
9. Укажите средство связи предложений:
а) 4-5
б) 11-12
в) 14-15
10. Сколько раз звук [л] встречается в предложении 11?
11. Определите способ словообразования подчеркнутых слов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Выпишите из предложения 14 слово(-а), построенное по модели: приставка+корень+суффикс+окончание
__________________________________________________________________________________________________________
13. Из предложений 10-11 выпишите частицу(-ы)
__________________________________________________________________________________________________________
14. Выпишите из текста слово со значением «отличительные особенности психического склада кого-либо»_____________
15. Выпишите из текста деепричастие(-я)_________________
_____________________________________________________
16. Объясните правописание НН в выделенном слове (предложение 14)______________________________________
17. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 15___________________
18. Укажите номер(-а) предложения(-ий) с вставной конструкцией______________________
19. Найдите простое односоставное определенно-личное предложение__________________
20. Среди предложений 1-5 найдите простое(-ые) с составным именным сказуемым. Укажите номер(-а)_______________