Раздел 3 Параметрические методы ценообразования
Задание 1. по теме «Агрегатный метод ценообразования»
Теория
Агрегатный метод ценообразования относится к параметрическим методам, но основан на затратных методах.
Агрегатный метод применяется при определении цен на сложные, многофункциональные изделия, оборудование, которые, как правило, представлены базовой моделью и определенным количеством отдельных блоков, узлов, конструктивных деталей, которые в последствие составляют себестоимость.
Цена образуется путем сложения отдельных блоков или прибавлением стоимости отдельных блоков, узлов или агрегатов.
P = или Pбаза + Р доп. (3.1)
где Piагрегат – цена детали или узла в составе изделия, руб.
Pбаза – цена базового изделия, руб.
Р доп. – цена дополнительного узла или детали, руб.
Пример где распространен агрегатный метод ценообразования — это продажа новых автомобилей, где к базовой комплектации прибавляется стоимость дополнительного оборудования или другого оборудования, например, другой двигатель.
|
|
Задание. Определить влияние валютного курса в агрегатном методе ценообразования.
Предприятие производит изделие, состоящее из импортных и отечественных деталей.
Стоимость узлов представлена в таблице 3.1
Деталь 1 Евро | Деталь 2 Евро | Деталь 3 Евро | Деталь 4 Евро | Деталь 5 Рубль | Деталь 6 Рубль | Деталь 7 Рубль | Цена Рубль |
СЧ 00 | СЧ 0 | 150 | 200 | СЧ 000 | СЧ 00 | 6000 | ? |
Курс Евро составляет – 80 рублей.
Предполагается произошел скачек валютного курса и курс Евро стал 90 рублей. Цена отечественных деталей возросла на 5%.
Необходимо провести анализ изменения цены.
1. Указать структуру импортных и отечественных компонентов в составе цены.
2. Показать на сколько процентов изменился курс и изменилась цена готового изделия.
Пример
Задание и расчет цены изделия при разных валютных курсах приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Цена деталей и изделия при разных валютных курсах
Деталь 1, евро | Деталь 2, евро | Деталь 3, евро | Деталь 4, евро | Деталь 5, руб. | Деталь 6, руб. | Деталь 7, руб. | Курс | Цена Рубль |
600 | 60 | 110 | 30 | 60000 | 2000 | 5000 | ||
48000 | 4800 | 8800 | 2400 | 60000 | 2000 | 5000 | 80 | 131000 |
54000 | 5400 | 9900 | 2700 | 63000 | 2100 | 5250 | 90 | 142350 |
1. Указать структуру импортных и отечественных компонентов в составе цены.
Структура импортных и отечественных компонентов в составе цены при курсе 80 руб. за евро составила 49% импортных и 51% отечественных, а при 90 руб. за евро составила по 50%. Таким образом увеличение курса евро сказывается на структуре цены импортных компонентов.
2. Показать на сколько процентов изменился курс и изменилась цена готового изделия.
|
|
Прирост стоимости валюты на 12,5%, и роста цен поставщиков отечественной продукции на 5% отразился на росте стоимости изделия на 108%.
Задание 2. по теме «Метод удельной цены в параметрическом методе ценообразования»
Теория
Метод удельных показателей заключается в установлении цен на небольшие группы продукции, которая характеризуется присутствуем одного основного параметра. В зависимости от величины данного параметра определяется общий уровень цен на данный товар.
Метод применим для небольшой группы товаров с малыми характеристиками.
Например, жесткий диск. Основная его характеристика – объем памяти. Так в зависимости от изменения объема памяти изменяется его цена. Чем больше память, тем выше цена.
Метод основывается на отношении представленным формулой 3.2.
, (3.2)
где Цн – цена нового товара, руб.;
Цб – цена базового товара, руб.;
Пб – значение основного параметра базового товара в принятых единицах измерения;
Пн – значение основного параметра нового товара в принятых единицах измерения;
Цб/Пб – удельная цена единицы основного параметра качества.
Исходя из данного соотношения получается цена на новый товар по формуле
. (3.3)
Но данный метод дает очень приблизительную стоимость. И часто используется при прогнозе или оценки цены на новые товары.
Задание
Показать пример удельной цены на выбранный вами товар.
Условие товар должен быть одной серии и иметь небольшие различия в параметрах.
Параметры не должны отличаться в 2 раза, например, память 32 и 64 Гб. так цена не возрастает в 2 раза. Не рекомендуется брать разные серии из-за разницы большого количества параметров и сложности их сравнения.
Пример
Необходимо на методе удельной цены показать изменение цены при изменении параметра.
Для примера взяты два товара с небольшими параметрами одной серии. Смарт-часы Apple Watch S3 38 и 42 mm. (рис. 3.1) Основное отличие данных часов является их размер.
Рисунок 3.1 – Стоимость Смарт-часы Apple Watch S3
Принимаем данные.
Цн – цена нового товара – необходимо найти.
Цб – цена базового товара – 15490 руб.;
Пб – значение основного параметра базового товара в принятых единицах измерения – размер 38 мм;
Пн – значение основного параметра нового товара в принятых единицах измерения – размер 42 мм;
руб.
Таким образом при незначительном отклонение можно сказать что применен метод удельной цены.
Задание 2. по теме «Метод баллов в параметрическом методе ценообразования»
Теория
Метод баллов основан на квалиметрии, то есть оценки качественных характеристик, например дизайн, цвет.
Квалиметрия (лат. quales — качество + др.-греч. μετρέω — мерю) — научная дисциплина, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции.
Балловый метод заключается в оценивании экспертами значимости того или иного параметра продукции для покупателей и выставлении каждому параметру в соответствии с выявленной значимостью определенного количества баллов, суммирование которых по всем параметрам позволяет получить оценку технико - экономического уровня продукции.
Данный метод включает в себя четыре этапа:
1 этап. Выбор основных технико - экономических параметров товара.
2 этап. Выставление баллов по выбранным параметрам экспертами.
3 этап. Нахождение интегральной оценки, отражающей технико - экономический уровень продукции. При помощи коэффициентов весомости осуществляется корректировка оценок параметров.
Сколько бы ни было у данного вида техники важных потребительских параметров, значимо (по мнению исследователей) влияющих на цену, все они должны быть представлены в виде однотипной шкалы, например, от 1 до 5, причем наилучшему качеству параметра соответствует 5, наихудшему ― 1.
|
|
4 этап. Нахождение цены продукции путем умножения суммы баллов на стоимость одного балла.
Задание
Выбрать объект исследования, с различными параметрами исследования, в том числе и качественными характеристиками, и ценой.
Разработать вес критериев и шкалу оценивания.
Предложить на основе интегральной оценки стоимость нового товара.
Пример
Для определение изменения стоимости от качественных и количественных характеристик была определена базовая модель Alfa Romeo Giulia II (952), на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Базовый автомобиль
1 этап. Выбор основных технико - экономических параметров товара и веса критерия.
Вес критерия определяем по нашей степени важности. Сумма весов критерия должна равняться 1.
· Возраст – 0,4
· Пробег – 0,3
· Мощность – 0,2
· Дизайн и дополнительные свойства 0,1
2 этап. Выставление баллов по выбранным параметрам экспертами.
Определение шкалы баллов от 0 до 10, как наилучшее значение.
Возраст и его шкала.
10 баллов – 2020, как новый авто 2010 -0 баллов. Возможно +/- 1 балл на усмотрение эксперта.
Пробег и его шкала
10 баллов – от 0 до 10 ткм, за каждые 10 т.км уменьшение на 1 балл. Нижний предел 100 000 км. Возможно +/- 1 балл на усмотрение эксперта.
Мощность и его шкала
10 баллов - 225 л.с. – идеальная мощность для соотношения мощностных характеристик, налогов, страховки и расхода. Изменение на 10 в большую сторону отнимается балл. Возможно +/- 1 балл на усмотрение эксперта.
Дизайн и дополнительные свойства
Субъективные характеристики.
Для сравнения и предположения цены был выбран подобный автомобиль в Германии.
Основная задача определить стоимость автомобиля с данными параметрами методом баллов.
Рисунок 3.3 – Параметры нового автомобиля
На основании данных параметров переходим к 3 этапу
3 этап. Нахождение интегральной оценки, отражающей технико - экономический уровень продукции. При помощи коэффициентов весомости осуществляется корректировка оценок параметров.
|
|
Данные представим в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Интегральная оценка автомобиля
|
| Базовый авто | Новый авто | ||
| Вес критерия | Баллы | Произведение | Баллы | Произведение |
Возраст | 0,4 | 8 | 3,2 | 8 | 3,2 |
Пробег | 0,3 | 10 | 3 | 8 | 2,4 |
Мощность | 0,1 | 3 | 0,3 | 7 | 0,7 |
Дизайн и дополнительные функции | 0,2 | 6 | 1,2 | 9 | 1,8 |
Сумма | 1 |
| 7,7 |
| 8,1 |
Таким образом на основании интегральной оценки новый автомобиль превосходит базовый и является предпочтительным.
4 этап. Нахождение цены продукции путем умножения суммы баллов на стоимость одного балла.
Цена нового автомобиля.
Предположительная цена нового автомобиля с данными характеристиками будет составлять 2 900 000 рублей.