ГЛАВА II. Интервьюирование в социологии

    2.1 Организация проведения социологического интервью.  

Использование же самого метода Интервью требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования. Процедура использования Интервью требует осуществления действий в двух направлениях:

1) Создание опросного листа (бланка Интервью) на базе программы социологического исследования. Опросный лист – социологический инструментарий, предназначенный для сбора эмпирической информации в виде устных ответов интервьюируемых лиц. В опросном листе на основе сформулированных в программе исследования гипотез, целей и задач сформулированы вопросы, соответствующие тематике исследования. Типы и композиция вопросов, используемых в Интервью, такая же, как в анкетном опросе (Опрос анкетный, Анкета). Бланк Интервью содержит введение (где кратко, но исчерпывающе оговариваются цель исследования, возможности использования его результатов, кто проводит опрос, указывается значимость участия данного лица в опросе), основную часть (вопросы по теме исследования с использованием различных их разновидностей), паспортичку (содержит вопросы о статусе личности и ее демографических характеристиках). В конце опросного листа уместны вопросы, позволяющие оценить качество проведенного Интервью респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания Интервью, самом интервьюере и подтверждение интервьюером точного использования всех требований инструкции при проведении Интервью.

2) Организация и проведение собственно Интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера – с другой. Учитывая особый статус интервьюера как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надежность получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает личность интервьюера, система технических приемов, обеспечивающих чистоту процедуры Интервью и точность получения данных.

 

       

 

  2.2 Требования к интервьюеру

Так, речь идет о правилах процедуры Интервью в самом широком смысле слова. Проведение Интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Интервью может проводиться на дому (по месту жительства) – это наиболее оптимальный вариант, т.к. сама обстановка располагает к более искреннему общению, а респондент чувствует себя более защищенным; по месту работы (что создает определенные трудности, связанные с выбором свободного времени и соответствующего места для беседы: не рекомендуется брать Интервью в обеденный перерыв, нельзя отнимать и рабочее время респондента, следовательно дата и время Интервью оговариваются с потенциальным респондентом, чтобы выбрать наиболее оптимальный для него период; место проведения Интервью должно быть также подготовлено заранее и обеспечивать конфиденциальность и рабочую атмосферу); на улице (это, как правило, блиц-опросы).

Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих целей:

1) налаживание контакта с респондентом;

2) правильная постановка вопросов Интервью;

3) правильная фиксация ответов.

Задача интервьюера – организационно подготовить Интервью, найти соответствующих выборке респондентов, убедить их принять участие в исследовании. На протяжении всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создает дружескую атмосферу, в которой далее ведется беседа. Так, вся процедура Интервью, начиная с появления интервьюера и с первых его слов, должна предусматривать для опрашиваемых мотивы, побуждающие давать искренние ответы. Интервьюер лично, непосредственно взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее. В связи с этим интервьюер должен точно формулировать вопрос; задавать все вопросы, находящиеся в опросном листе и строго в той последовательности, в которой они в нем зафиксированы; точно фиксировать полученные ответы. В ходе опроса ничего не должно меняться – опрос должен быть одинаковым для всех по условиям проведения, по формулировкам и последовательности задаваемых вопросов. Интервьюеру запрещается вступать в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную позицию по отношению к предмету исследования. Во время Интервью интервьюер может потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли; имеет право указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах опрашиваемых. Продолжительность Интервью не лимитируется; не рекомендуется торопить респондента с ответами. Темп Интервью определяется обстоятельствами: спецификой темы исследования; уровнем образовательного и культурного развития респондента; возрастом респондента. Если изучаемая проблема сложна, темп Интервью может быть медленным. Не следует допускать и другой крайности – чрезмерно долгого обдумывания ответов (это может привести к искажению информации). Для снижения проблем восприятия вопросов респондентами и социально-психологических проблем опроса необходимо по возможности использовать стандартизированные вопросы, учитывать особенности респондента (образование, пол, возраст и др.). Способ регистрации данных зависит от вида Интервью. При проведении глубинного или свободного Интервью может применяться стенография, запись по “горячим следам” в бланк Интервью или магнитофонная запись (с согласия респондента). Иногда может быть использована запись по памяти (если количество задаваемых вопросов не велико, интервьюер может записать ответы на вопросы по окончании Интервью). Интервьюер, проводящий опрос, должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного листа с учетом всевозможных переходов и фильтров; знать, как регистрировать ответы, как работать с карточками, прилагающимися к инструментарию. Все указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилам заполнения опросных листов, поиска респондентов содержатся в инструкции и продублированы (как правило) в самом опросном листе (перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы с ним, указаны все переходы). Инструкция интервьюеру, где указаны все технические, методические, организационные аспекты Интервью, которые могут вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила поиска и замены респондентов, принципы проведения Интервью, способы регистрации ответов. По окончании работ по сбору эмпирической информации интервьюер представляет в исследовательский центр следующие документы:

1) заполненные бланки Интервью;

2) маршрутные листы;

3) отчет о проведенной работе, в котором указано, где и когда проводилось интервьюирование, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса, каково было отношение респондентов к Интервью и исследуемой проблеме и др.

Интервью должно поставлять исследователю весь фактический материал. Следовательно, вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых, заметки интервьюера о наблюдениях по поводу ситуации Интервью и самих опрашиваемых создают основу для выводов исследователя, в которых зачастую содержатся выводы и решения, часто выходящие за рамки конкретного исследования. В связи с этим особой проблемой представляется подготовка интервьюеров. Она включает в себя не только инструктаж накануне исследования (что является весьма важным), но и отбор и подготовку интервьюеров. В качестве интервьюеров могут выступать профессиональные социальные работники, а также представители других профессий при условии успешного завершения обучения. Практика социологических исследований говорит в пользу использования в качестве интервьюеров именно неспециалистов в связи с их большей беспристрастностью и нейтральностью по отношению к результатам исследования, а, значит, их большей изначальной объективности. Кроме того, при проведении Интервью целесообразно использовать как можно большее количество интервьюеров, что обеспечивает не только оперативность работы, но и дает больше возможностей сопоставимости результатов, помогает избегать субъективизма в восприятии и интерпретации ответов. При этом, кто бы ни проводил опрос (профессиональный социальный работник или специально обученный для исполнения этого рода деятельности человек), интервьюер должен изначально обладать набором качеств, потенциально облегчающих его работу в этой роли, а это:

· коммуникабельность

· внимательность

· добросовестность

· честность

· интеллектуальные способности

· культура

· поставленная дикция.

При отборе кандидатов для работы в качестве интервьюеров возможно использование тестов на определение быстроты реакции, объема памяти, степени коммуникабельности, умения слушать и др. Половозрастные, национальные и другие особенности интервьюеров особого влияния на ход и результаты опроса не оказывают. Скорее необходим учет специфики темы и аудитории с целью подбора интервьюеров по конкретным признакам. После соответствующей подготовки (по специальным методикам) при условии положительных результатов проведения серии контрольных Интервью интервьюер зачисляется в опросную сеть. Хотя подбор и подготовка интервьюеров считается делом весьма хлопотным, необходимо стремиться к формированию многочисленной опросной сети. Наличие достаточного количества интервьюеров позволяет оперативно собрать искомую информацию и использовать принцип взаимозаменяемости (и сменяемости) сотрудников с целью контроля их работы и повышения надежности информации. Следует затронуть проблему метода, касающуюся личности самого интервьюера. Речь идет о так называемом “эффекте интервьюера”. Это проявляется на уровне вербального и невербального общения интервьюера и респондента. Такое влияние может быть осознанным (в случае, если интервьюер пытается навязать респонденту ту или иную точку зрения) или бессознательным. Особую сложность представляет действие стереотипов восприятия, подталкивающих интервьюера заранее предугадывать ответы, ориентироваться на какой-либо типичный, с его точки зрения, ход мысли, переносить на потенциально возможные ответы свои ожидания, что порой приводит к объективации своих симпатий и антипатий в области обсуждаемой проблемы в процессе интервьюирования и др. Средства нейтрализации “эффекта интервьюера” – правильный подбор и подготовка интервьюеров, а также контроль за результатами их деятельности. Указанные проблемы метода ориентируют на оптимизацию методики проведения и организации Интервью. Необходимость совершенствования метода вызвана актуальностью и целесообразностью использования именно Интервью в социологической практике.

 

Интервьюер – человек, работающий прежде всего с людьми. Поэтому основные требования – активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника. Убедить собеседника ответить на кучу бесполезных (с его точки зрения) вопросов – это, поверьте, дело не из легких. Кроме того, должен интервьюер быть ответственным: заполнять бланки добросовестно, без халтуры, сдавать анкеты к сроку.

 

2.3 Кейс-ситуация с проведением интервью для защиты населения

1. В городскую администрацию за помощью обратилась малоимущая клиентка – мать троих детей дошкольного возраста, из рассказа которой стало известно, что она находится в тяжелом материальном положении, так как пару месяцев назад у нее сгорел дом со всем имуществом. После обращения к ней приехала группа репортёров, чтобы взять интервью и убедиться в ее тяжелом положении. Даже после этого городские власти маневренного жилья не предоставили, поэтому клиентка с детьми проживает у знакомых.

Может ли данная семья рассчитывать на официальную помощь со стороны государственной системы социальной защиты? С какими учреждениями и службами необходимо сотрудничать при решении проблемы клиентки.

2. В администрацию округа поступило заявление от жителей одного дома с требованием лишить родительских прав гражданку, проживающую в муниципальной квартире вместе с ребенком-инвалидом. В заявлении указывалось, что данная гражданка ведет аморальный образ жизни (систематически пьянствует, приводит домой разных мужчин и женщин), за пятилетней дочерью не следит. Девочка всегда голодная, запущенная, целыми днями играет на лестничной площадке. А когда у матери собирается очередная компания друзей, ей приходится спать в коридоре. К соседям гражданки были высланы репортеры, для того чтобы взять интервью, и удостовериться в полученной информации.

Имеются ли основания для лишения родительских прав гражданки, обоснуйте свой ответ с правовой точки зрения? Каков порядок лишения родительских прав? Какие документы нужны? Каких специалистов необходимо привлечь при решении описанной выше проблемы?

 

2.4. Пути решения проблемы

1. Если недвижимость находилась в собственности погорельца, ему может быть предоставлено другое жилище, если такая возможность предусмотрена региональным законодательством. В большинстве случаев это происходит, когда:

· Семья является многодетной и у нее нет средств на покупку нового или восстановление старого жилья.

· Граждане состоят на учете как малообеспеченные или нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Порядок действий

1. Чтобы получить помощь от государства или местной администрации, необходимо соблюдать такой алгоритм:

2. Запрашивается у пожарного инспектора акт о пожаре, а также справка от ПЧ, которая привлекалась для тушения. Чтобы узнать, какая часть выезжала для ликвидации возгорания, достаточно позвонить по телефону 101 с мобильного и описать суть обращения, сказать адрес и дату происшествия.

3. Если причиной пожара является поджог, но полиция не заводит уголовное дело, понадобится письменный отказ в возбуждении.

4. Проводится независимая экспертиза для оценки стоимости ущерба.

5. Собираются документы на поврежденное жилище: свидетельство о собственности, выписка из домовой книги.

6. Заказывается выписка из ЕГРН, указывающая на отсутствие другого жилья в собственности.

7. От работодателей берутся справки о доходах, подтверждающие, что члены семьи не могут позволить себе купить другую квартиру.

1. В соответствии со ст. 69 СК РФ имеются следующие основания для лишения родительских прав: злоупотребление родительскими правами; жестокое обращение с ребенком, хронический алкоголизм. Дела о лишении родительских прав рассматриваются в суде с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

Лишение родительских прав возможно только в судебном порядке. Данная категория дел рассматривается районным судом.

1. Необходимо составить иск по правилам ст. 131-132 ГПК РФ;

2. Перед подачей иска направить его копии - органам опеки;прокуратуре; отвечику

3. Подать иск в суд;

4. Сходить на беседу (узнать дату предварительного заседная)

5. Принять участие в судебном процессе

Помимо иского заявления, оформленного в соответствии со статьями 131-132 Гражданского процессуального кодекса РФ, вам так же потребуются доказательства, которые подтверждают наличие основания для лишения родительских прав. К таким доказательством, могут относиться:

1. Протоколы полиции о совершении правонарушений;

2. Свидетельские показания;

3. Сведения от приставов о размере задолженности по алиментам;

4. Аудио и/или Видео записи действий Ответчика;

5. Переписки в социальных сетях;

6. Решения и Приговоры судов;

7. Заключения органов Опеки;

8. Заключения психологов;

9. Справки из Диспансеров;

10. Другие доказательства.

Если мать не проявляет заботу о ребенке, нужно обратиться в органы опеки с требованием провести проверку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сфера применения интервьюирования чрезвычайно широка и разнообразна: оно используется в журналистике, менеджменте, социальной работе и т.п. Интервьюер должен быть человеком политически зрелым. Должен обладать определенным уровнем знаний, культуры, необходимых для общения с людьми различного социального положения, возраста, образования, для того, чтобы запомнить и в разговорной манере воспроизвести текст интервью (часто довольно обширный), соблюсти разнообразные инструкции.

Ну и конечно встает вопрос о большой важности интервьюирования для многих сфер деятельности человека. В будущем интервьюирование наверняка ждет большое распространение. Конечно, оно и сейчас распространено, но не так как хотелось бы., было бы неплохо в наше время практиковать интервьюирование на крупных предприятиях, как это делается за рубежом.

 

Список использованных источников и литературы:

1. Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. Социология / Под общ. ред. В.Ю. Забродина. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

2. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии. / И.А. Бутенко // Социологические исследования. - 1996. - №11. - С. 13-19..       

3. Бурлуцкая М.Г., Петрова Л.Е. Стандартизированное интервью: проблемы организации / М.Г. Бурлуцкая, Л.Е. Петрова // Социологические исследования. - 1996. - №10. - С. 3-8..      

4. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с..      

5. Горелов А.А. Социология. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006..       

6. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С. И. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В.В. - Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. - 512 с..       

7. Лапин Н.И. Общая социология. - М.: Высшая школа, 2006..       

8. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: