Основные этапы подготовки публичной речи

Стили поведения в конфликте

В реальной жизни порой не так-то просто установить истинную причину конфликта. А без этого невозможно найти оптимальное решение, чтобы его погасить. Именно для таких непростых случаев полезно знать стили поведения в конфликте, которыми могут пользоваться собеседники. В зависимости от обстоятельств необходимо выбирать определенную стратегию действий.

Основные модели поведения в конфликте

Прогностический стиль отличается избеганием нежелательных конфликтов. Человек с такой моделью поведения старается не поддаваться на провокации. Предварительно он проведет анализ опасных зон, взвесит все за и против. Если при этом конфликт будет единственным выходом из ситуации, то примет решение начать спор. При прогностической модели продумываются все варианты своих действий и просчитываются возможные поступки собеседника. Такой стиль поведения в конфликте характеризуется отсутствием эмоциональных реакций или их слабой выраженностью. Самый предпочтительный исход – это компромисс. Корректирующий стиль можно охарактеризовать отставанием в оценивании ситуации. Именно поэтому реакция на разногласия возникает незамедлительно – сразу же после начала конфликта. При этом человек с такой моделью поведения не считает, что проблема есть, но ведет себя очень эмоционально и несдержанно. Действия характеризуются суетливостью, особенно в начале конфликта.

Деструктивный стиль отличается отрицанием возможности взаимных уступок. Компромисс расценивается только как проявление слабости. Поэтому такой выход из ситуации считается неприемлемым. Человек с такой моделью поведения постоянно подчеркивает ошибочность позиций оппонента и свою правоту. При этом собеседник обвиняется в злом умысле, корыстных мотивах и личной заинтересованности. Спорная ситуация при таком способе поведения будет крайне эмоционально восприниматься обеими сторонами.

Это были основные стили поведения в конфликте. Внутри них можно выделить стратегии.

Стратегии поведения

Исследователи в области психологии выделяют пять стилей поведения в конфликтной ситуации:

1. Сотрудничество.

2. Компромисс.

3. Игнорирование.

4. Соперничество.

Приспособление.

 Рассмотрим более подробно каждый стиль поведения.

Сотрудничество

Это самая трудная модель поведения, но вместе с тем наиболее эффективная из всех. Ее смысл в том, чтобы найти решение, которое удовлетворяло бы интересы и потребности всех участников конфликта. Для этого учитывается мнение каждого и выслушиваются все предложенные варианты. Обсуждение проходит спокойно, без негативных эмоций. В разговоре для достижения результата используются доказательства, аргументы и убеждения. Такой стиль поведения в разрешении конфликта строится на взаимном уважении и поэтому способствует сохранению прочных и длительных отношений. Однако нужно уметь сдерживать эмоции, четко объяснять свои интересы и выслушивать другую сторону. Отсутствие хотя бы одного фактора делает эту модель поведения неэффективной.

В каких ситуациях этот стиль наиболее подходящий?

- Когда компромисс не подходит, но нужно общее решение.

- Если основной целью является совместный опыт работы.

- С конфликтной стороной существуют взаимозависимые и длительные отношения.

- Нужно обменяться точками зрения и усилить личностную вовлеченность оппонентов в деятельность.

 Компромисс

Это уже менее конструктивный стиль поведения в конфликте. Компромисс тем не менее имеет место, особенно когда необходимо быстро снять накопившееся напряжение и разрешить спор. Модель напоминает «сотрудничество», но выполняется на поверхностном уровне. Каждая сторона в чем-то уступает другой. Поэтому в результате компромисса интересы оппонентов удовлетворяются частично. Для достижения общего решения требуются навыки эффективного общения.

В каких случаях эффективен компромисс?

- Когда интересы обеих сторон не могут быть одновременно выполнены. Например, оппоненты претендуют на одну должность.

- Если важнее хоть что-то выиграть, чем все потерять.

- Собеседники обладают равной властью и приводят одинаково убедительные доводы. Тогда сотрудничество сменяется компромиссом.

- Нужно временное решение, поскольку нет времени для поиска другого.

Игнорирование

Такой стиль поведения людей в конфликте характеризуется сознательным или бессознательным уклонением от выяснения отношений. Человек, избравший такую стратегию, старается не попадать в неприятные ситуации. Если же они возникают, то просто уклоняется от обсуждения решений, которые чреваты разногласиями. Чаще всего встречается бессознательное игнорирование, которое является защитным механизмом психики.

Некоторые люди используют такую модель вполне осознанно, и это оправданный ход. Игнорирование – это не всегда уклонение от ответственности или бегство от проблемы. Такая отсрочка может быть подходящим решением для определенных ситуаций.

- Если возникшая проблема не важна для стороны, и нет смысла отстаивать свои права.

- Нет времени и сил на поиск оптимального решения. К конфликту можно вернуться позже, либо он разрешится сам собой.

- Оппонент имеет большую власть, или другой собеседник чувствует, что не прав.

- Если существует вероятность открытия опасных деталей в ходе обсуждения, после чего разногласия только усилятся.

- Другие стили поведения в конфликте оказались неэффективны.

- Взаимоотношения недолгие или неперспективные, нет необходимости их поддерживать.

- Собеседник является конфликтной личностью (грубияном, жалобщиком и так далее). С такими людьми иногда лучше не вести диалог.

Соперничество

Эта стратегия типична для большинства людей, при которой собеседник старается перетянуть одеяло на свою сторону. Ценятся только свои интересы, чужие потребности не учитываются, а мнения и доводы просто игнорируются. Конкурирующая сторона пытается заставить принять свою точку зрения всевозможными способами.

Для принуждения могут даже использоваться положение и власть при таком стиле поведения. Участников конфликта, представляющих оппонента, решение часто не устраивает, и они могут саботировать его или отказаться от взаимоотношений. Поэтому соперничество неэффективно и редко плодотворно. Причем принятое решение в большинстве случаев оказывается неверным, поскольку чужое мнение не учитывается.

Когда эффективна конкуренция в конфликте?

- Когда есть авторитет и достаточная власть, а предлагаемое решение видится очевидным и самым верным.

- Нет другого выхода и нечего терять.

- Если собеседники (часто подчиненные) предпочитают авторитарный стиль общения.

Приспособление

Эта стратегия характеризуется отказом от борьбы и изменением собственной позиции. Ситуация сглаживается уступчивостью оппонента, который считает, что лучше сохранить отношения, чем ссориться и добиваться правоты. При таком стиле поведения сторон конфликт забывается, но рано или поздно даст о себе знать. Отказываться от своих интересов совсем не обязательно. К обсуждению проблемы можно вернуться через некоторое время и в более благоприятной обстановке попытаться найти решение.

В каких ситуациях лучше прибегать к уступкам?

- Когда потребности другого человека кажутся более важными, а его переживания по этому поводу очень сильными.

- Предмет разногласия не является значимым.

- Если в приоритете сохранить хорошие отношения, а не отстоять свое мнение.

- Есть ощущение, что недостаточно шансов убедить собеседника в собственной правоте. [3]

Типы людей в конфликтах

 Стиль поведения в конфликтных ситуациях может быть рассмотрен немного, с другой стороны. Психологи также выделяют виды «трудных» людей, с которыми можно столкнуться в спорной ситуации.

«Паровой котел». Это бесцеремонные и очень грубые люди, которые боятся потерять авторитет и считают, что все должны с ними соглашаться. Если не так важно победить в споре, то лучше уступить. В ином случае сначала нужно подождать, когда человек выпустит пар, и только потом отстаивать правоту.

 «Взрывной ребенок». Такие люди не злые по натуре, но крайне эмоциональны. Их можно сравнить с малышами, у которых плохое настроение. Наилучшим решением будет дать выкричаться, а после успокоить собеседника и перейти к поиску решения.

 «Жалобщики». Они сетуют на реалистичные или воображаемые обстоятельства. Таких людей лучше сначала выслушать, а потом повторить суть его же словами, показывая таким образом свою заинтересованность. После этого можно заняться конфликтом. Если оппонент все равно продолжает жаловаться, то оптимальное решение – принять стратегию игнорирования.

«Неконфликтный». Такие люди всегда уступают, чтобы понравиться другим. Но вот слова могут расходиться с делом. Поэтому акцент нужно делать не на согласии с решением, а на том, что оппонент сдержит обещание.

«Молчуны». Обычно это чрезвычайно скрытные люди, которых трудно вывести на диалог. Если уход от проблемы не выход, то нужно постараться преодолеть замкнутость оппонента. Для этого нужно раскрыть суть конфликта, задавая только открытые вопросы. Возможно, даже придется проявить некоторую настойчивость, чтобы поддерживать разговор. [4]

Можно подвести итог, что есть разные стили поведения в конфликте и типы «проблемных» людей. Самой верной и универсальной модели не существует. Нужно адекватно оценить ситуацию и общаться с оппонентом в зависимости от нее. Только так получится заранее смягчить неприятные последствия конфликта.

 

Основные этапы подготовки публичной речи

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

Хорошая речь насчитывает десять элементов:

- объективность,

- ясность,

- образность,

- целенаправленность,

- повышение внимания,

- повторение,

- неожиданность,

- смысловую насыщенность,

- лаконизм,

- юмор.

Прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и анализ полученного материала, применение полученной информации в материале выступления. Также необходимо владеть техникой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них. [1]

Таким образом, подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X.Леммермана, таких:

- сбор материала,

- отбор материала и его организация,

- обдумывание материала,

- подготовка тезисов или плана,

- стилистическое оформление,

- написание текста выступления,

- мысленное освоение,

- проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно.

Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.

Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление – в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.

Следующий этап работы – подбор материала для конкретного выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.

Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определен­ным образом. Поэтому очень важна композиция выступления – составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей:

- зачин,

- вступление,

- основная часть,

- заключение,

- концовка речи.

Но отдельные части ее могут отсутствовать. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения.

Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления:

- принцип последовательности – каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей;

- принцип усиления – убедительность и доказательность должны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу);

- принцип органического единства – организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу;

- принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом. [1]

Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы. Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной. Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает наброски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или иного вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо.

Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы. Как пробудить их от спячки? Это может быть шутка, которая снимет напряжение, вынужденная пауза, понижение или повышение голоса, обращение к аудитории с вопросами, юмор, неожи­данное замечание, интрига, занимательность, сюрприз.

Используются также следующие приемы:

- прием сопереживания (оратор переживает вместе с аудиторией),

- апелляция к событиям, известным оратору и аудитории,

- к погоде,

- к личности оратора (примеры из собственного опыта),

- обращение к аудитории и др.

Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях; завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопро­сом или утверждением.

Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

Композиция публичного выступления – не застывшая форма, она подчинена законам человеческой жизни и может быть свободной.

 

Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.

Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть? Есть три способа выступления:

- чтение текста,

- воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,

- импровизация.

Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизация хороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора. Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо неожиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуация, когда оратор произносит текст на память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, статистику, цифровые данные.

Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания.

К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового – когда текст многократно произносится вслух, моторного – разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, существуют следующие приемы: ритмизация – информация подается в виде стихов или песни; созда­ние ярких картинок; метод Цицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате, создание ассоциаций. [2]

Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересованность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: