Из бересты туеса.
Даром своим совершая
Счастья, любви чудеса.
На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей. Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен. Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края. Расписывали двумя красками,которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.
|
|
Давайте ещё раз подойдём к выставке и внимательно рассмотрим все изделия.
-Что видите? Назовите узнанные вами вещи. (ответы детей)
-Какие элементы росписи вы можете назвать? (ответы детей)
Вы правы, в росписи множество завитков, крестиков, звёздочек, кружков, птиц, коней.
-Какие цвета используются в Мезенской росписи? (ответы детей)
-А хотите сами попробовать нарисовать узор на полосе? (ответы детей)
Дети садятся за приготовленные столы. Воспитатель показывает детям таблицу элементов Мезенской росписи и образцы геометрических орнаментов в полосе с простыми элементами.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Солнце золотое!»
Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди
Здравствуй, небо голубое! «здороваемся» с пальцами
Здравствуй, вольный ветерок! левой руки, похлопывая друг
Здравствуй, маленький дубок! друга кончиками
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Дети самостоятельно выбирают элементы и составляют узор. Воспитатель напоминает последовательность рисования орнамента на полосе, помогает детям, нуждающимся в помощи. Все работы раскладываются на столах.
|
|
Подвидение итогов:
-С какой росписью мы сегодня познакомились?
-Назовите элементы росписи. (ответы детей)
-Какие элементы вам больше всего понравились, и вы их нарисовали? (ответы детей) Я предлагаю вам устроить вставку ваших работ.
Ведущие мастера:
Семьи палащельских мастеров: Аксёновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы.
& Литература для чтения детям о промысле:
Величко. Н. Мезенская роспись. — АСТ-Пресс, 2014.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Малыш, 1988.
Маленькие чудеса. Под ред. Колпаковой Н.П. СПб. Детская литература,1981г.
& Методические разработки по Мезенской росписи:
Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.
Викулина М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе ДОУ. Нижний Новгород, 1995.
Русская роспись
П О Л Х О В-М А Й Д А Н С К А Я Р О С П И С Ь
1. Место нахождения промысла: в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области
2. Материал первоосновы: при росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись.
3. Способы украшения, материалы: В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.
Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.
В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.
4. Виды продукции: Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
5. Цвет фона. Цвет изображений. Изображение листьев, веточек, ягод, бутонов, цветов.
6. Изображение храмов, мельниц и домов:
7. Изображение птиц:
8. Изображение майданской розы:
9. Композиция узоров:
Композиции росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.
10. Использование в ДОУ:
Знакомить детей с образцами городецкой росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.
Тема: украшение полоски Полхов-Майданской росписью.
Цель: познакомить детей с росписью Полхов - Майдана.
Программное содержание:
Образовательные:
- обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами;
- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.
Развивающие:
- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;
- развивать у детей воображение, зрительную память;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
- воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе.
Предшествующая работа:
- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;
|
|
- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.
Словарная работа: Полхов – Майдан.
Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки.
Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.