Вспомним ССП, СПП, БСП

Учебная дисциплина:               Русский язык и культура речи

Преподаватель:                            Гальченко Яна Александровна

Группа:                                     Д-1-19 (25)

Дата занятия:                               21.05.2020 г.

Тема:. Основные ошибки в ССП, СПП, БСП.

План занятия

Вспомним ССП, СПП, БСП.

 

2. Повторим более детально в таблице по ссылке https://1drv.ms/w/s!AipR915UNgqGg25I4...

Если таблица не понятна - посмотрите видео https://youtu.be/a5mzSbUPoH0

Сложносочиненное предложение (ССП) – сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

Сложноподчиненное сложное предложение (СПП) – сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

Ошибки в построении сложного предложения чаще всего связаны с неточным употреблением союзных средств, с нарушением соотношения видовременных форм глаголов-сказуемых, а также с неправильном порядком слов в предложении. Различаются ошибки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

3.Ошибки в построении сложносочиненных предложений:

1. Употребление противительных союзов а,но вместо соединительного союза и: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2. Употребление соединительного союза и вместо противительных союзов а,но: Ундина была огорчена изменой своего возлюбленного, и он ничего не понимал.

3. Употребление лишнего союза, в том числе постановка рядом однозначных союзов: Всем предприятиям было предложено представить заявки на потребное сырье, но однако некоторые из них своевременно этого не сделали.

4. Тавтологическое употребление сочинительных союзов: Искали его три дня, но все напрасно, но(лишний союз) потом нашли в степи без чувств.

5. Неправильное употребление двойных повторяющихся разделительных союзов: То озеро становится черным, вздувается, но (должно быть то) вот оно тихое, ласковое, нежное.

6. Объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических структур (простого и сложного предложения): Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывали представление о вольнодумстве (правильно: но и как вольнодумство).

4. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений:

1. Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой. – Как только перестал дождь, мы отправились домой; Только хозяин откинул руку назад, но вдруг из чащи леса вышел огромный тигр. - Только хозяин откинул руку назад, как вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.

2. Пропуск соотносительных местоимений и наречий в главной части сложноподчиненного предложения: В армии Петя стремился быть в опасных местах, он просился ___,где опаснее. (туда).

3. Пропуск союза: Преданность его Маше Мироновой проявлялась в том, __ когда маша была в руках злодеев, он спас ее (союз что).

4. Употребление лишних союзов, в том числе постановка рядом однозначных союзов; автор пишет, что будто бы его теоретические положения проверены на практике (либо что, либо будто бы).

5. Употребление одних союзов и союзных слов вместо других: Шел третий урок, как (когда) в окно класса заглянуло солнышко.

6. Тавтологическое употребление союзов и союзных слов и загромождение сложного предложения придаточным: Когда утром встали все казаки, Тарас очень удивился, когда увидел, что среди казаков не было Андрия. - Когда утром все казаки встали, Тарас очень удивился, что среди них не было Андрия.

7. Употребление разнотипных придаточных частей в качестве однородных: Для замены кислотной линии просим дать указание: а) о выделении труб нержавеющей стали небольшого размера; в) оплата монтажной бригады должна производиться (о выделении, об оплате…).

8. Объединение сочинительной связью членов простого предложения и придаточных частей сложноподчиненного предложения: Он увидел молодую девушку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой (пришедшую за водой поразившую его).

9. Смещение конструкции (конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало): Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании цитат (это вопрос об использовании цитат).

10. Нарушение порядка слов (отделение придаточной определительной части от определяемого слова): Состоялся новый спектакль в Доме культуры, какого мы никогда прежде не видели (в доме культура состоялся новый спектакль, какого…).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: