Наставничество в области музейной педагогики, краеведения и в воспитании школьников (из опыта классного руководителя)

-----------------------------------------------------------------------------------

  Автор:М.И. Кузнецова, учитель английского языка, педагог – наставник, руководитель педагогического клуба «Наставник» МАОУ СОШ № 32 г. Томска

Молодой педагог, начинающий свою деятельность как классный руководитель, должен обратить внимание, в первую очередь, на планирование воспитательной работы.

Какова роль современной школы в воспитании подрастающего поколения? Возможно ли образование без воспитания? Задавая себе подобные вопросы мы, педагоги, всегда приходим к одному и тому же выводу, что без образования человек прожить может, без воспитания же он обречён. Что же такое школьное воспитание? Воспитание представляет собой совокупность реальностей, таких, как семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание.

Наш век – век грандиозных перемен, в том числе и социальных. Произошло социальное, материальное и имущественное расслоение детской среды. Среди школьников всех возрастов усилились индивидуалистические, эгоистические настроения, интерес к вещам и деньгам, тяга к развлечениям и удовольствию. Может ли в таких условиях школа брать на себя ответственность за будущую жизнь своих воспитанников? Помогать детям в такой ситуации школа должна. Сегодня нужны не только дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству.

Воспитание в своём классе я реализую через воспитательный процесс - взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию. Одной из основных качественных характеристик воспитания является его системность.

Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Одно из направлений моей воспитательной программы - гражданско-патриотическое направление. Гражданско-патриотическое направление способствует социализации школьников, содействует формированию у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитание. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь, по моему мнению, является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. Всё, собранное и запечатлённое исследователями истории своей малой Родины, по праву можно считать энциклопедией ушедшей России. История огромного государства складывается из жизней конкретных людей, истории конкретных городов, из малейших деталей и подробностей, которые, в конечном счете, формируют самосознание и культуру целого народа. Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием. Изучение родной истории, память о прошлом – источник чувства гражданственности [3, 67].

   Это направление носит в моей программе название «Люби и знай свой город и край». Её целью является:

  • создать максимум условий для гражданско - патриотического воспитания обучающихся.
  • привлечь школьников к участию в реализации государственной программы в области патриотического и гражданского воспитания;
  • углубить интерес к историко-культурному и научному наследию г. Томска;
  • познакомить школьников города с томским государственным университетом и его культурно – просветительскими ресурсами.

Данную программу я реализовывала в рамках участия в городской программе воспитания и дополнительного образования под таким же названием. Программа «Люби и знай свой город и край» состояла в этом году из двух туров. В рамках первого тура прохождения данной программы учащиеся изучали историю и архитектуру университетского комплекса ТГУ. В ходе изучения мы посещали экскурсии, предлагаемые экскурсионно – просветительским центром ТГУ по следующей тематике:

-«Университетский историко-архитектурный комплекс»: экскурсия по Университетской роще и кампусу ТГУ

- «Alma mater»: экскурсия по Главному корпусу университета.

- «Билет в прошлое» (прогулка по усадьбе Императорского томского университета)

В рамках второго тура команда нашего класса посещала музеи университетского музейного комплекса, готовила конкурсный творческий фотоотчёт о посещении музеев и, затем, прошли конкурсное тестирование по материалам экспозиций посещённых музеев. И в финале программы команда нашего класса прошла конкурсно – познавательную программу. Учащиеся посетили археолого-этнографический музей при ТГУ, узнали многое о его истории от квалифицированных экскурсоводов, а также сами искали материал в книгах и на просторах интернета. Эта работа как нельзя лучше помогла им лучше узнать свою малую Родину, гордиться, тем, что они живут в таком прекрасном городе с богатой историей.

Список литературы:

1.Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – Москва: Айрис-пресс, 2002.

2. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности

школьников // Фундаментальные исследования. 2005. №4. С. 35.

3. Ежов М.В., Ежова Г.В. История Отечества и ее роль в патриотическом

воспитании // В сб. ст.: Патриотическое воспитание подрастающего

поколения на примерах истории: Материалы Всерос. науч.-практ.конф. 18

апр. 2008 г. С. 67.

4.Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – Москва: АПК и ПРО, 2001.

5.Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. – Волгоград: Издатель, 2002.

 

Сетевые стажировочные площадки как инновационная модель обобщения, внедрения и тиражирования педагогического опыта по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию на основе музейной педагогики и краеведения

Стажировочный практико-ориентированный формат повышения квалификации сегодня востребован в системе общего образования. Партнерами сетевых площадок становятся не только педагоги школ, организаций дополнительного образования, но и представители вузов. Примером таких программ на основе музейной педагогики стали программы статуса муниципальной стажировочной площадки (МСП) и РВЦИ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: