-----------------------------------------------------------------------------------
Автор:Т.А. Тужикова, к.пед.н., заместитель директора по НМР МАОУ СОШ №32 г. Томска
Какова роль современной школы в воспитании детей и молодежи? Возможно ли образование без воспитания? На эти и другие вопросы отвечает данная статья. Она раскрывает использование ресурсов краеведения и музейной педагогики при изучении творчества поэта Н. Клюева, а также роль современной информационно-образовательной среды, интерактивных методов освоения литературы, формирования духовности и гражданственности у детей и молодежи.
Глобализация и всеобщая информатизация, события в общественной жизни и распад идеалов привели к смене педагогических парадигм, изменениям системы образования, ее содержания. Значительно обновилось и содержание литературного образования школьников при введении ФГОС: созданы вариативные программы, учебно-методические комплексы с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей, внедряются системно-деятельностный и метапредметный подходы, по-новому ставятся цели литературного образования. Помимо уроков литературы расширяется содержание внеурочной деятельности по предмету через факультативные и внеурочные занятия, литературные кружки и клубы. При изучении литературных текстов используется развивающая информационно-образовательная среда: интерактивные методы и приемы включения краеведения, ресурсы музеев разных видов, образовательные и развивающие экскурсии, в том числе виртуальные [1, С.22; 6, С. 45]. Все активней включаются материалы литературного краеведения как среды близкой для ребенка, ценной для сохранения традиций предыдущих поколений, формирования духовности и гражданственности. Так изучение культурного наследия, литературы родного края, Сибири – одна из особенностей преподавания литературы в школах Томска и региона.
В Томской области сложилась своя практика использования музейной педагогики и краеведения в образовательной деятельности со школьниками. Главные цели таких занятий – знакомство с традициями сибирского литературоведения и краеведения, с именами писателей, побывавшими в нашем городе, внесшими вклад в литературу и культуру края, воспитание любви к своей «малой» Родине, развитие творческих способностей, проектно-исследовательских компетенций учащихся. В этом аспекте интересна система занятий по творчеству поэта Н. Клюева, убитого в Томске.
Интерес к личности и творчеству Николая Клюева, проявившийся в последние 20 – 25 лет в филологической науке, затронул школьное образование как в России в целом, так и Сибирском регионе в частности. В круг имен, отобранных для изучения на литературно-краеведческих занятиях в школах Томской области, имя поэта Н. Клюева, нашедшего последнее пристанище в нашем городе, включено в конце 90-х годов. Задача школьного литературоведения заключается в том, что оно должно соединить «рецептивно-эстетические и аналитико-познавательные процессы в образовании, включить личность и творчество Клюева в систему жизненных и эстетических ценностей учащихся» [2, С.143], дать представление не только о творческом наследии поэта, но и его картине мира. Значительную помощь в этом оказывают имеющиеся архивные материалы, ресурсы Томского областного краеведческого музея, его Колпашевского и Нарымского филиалов, Мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» Томска.
Рассмотрим возможные темы, методы и формы работы словесника в каждой возрастной группе учащихся в системе. В основе этой системы (урок – внеурочное или факультативное занятие – внеклассное и внешкольное мероприятие или образовательное событие) будет «поэтапное формирование знаний и представлений о Клюеве и его творчестве, а в центре работы над текстом – установка на постижение его авторской картины мира» [2, С. 143].
Содержательной стороной уроков базового компонента школьного литературного образования могут стать биографические уроки, раскрывающие основные этапы биографии и творчества поэта, его связь с Сибирским краем, сведения сопоставительного характера (Аввакум – Клюев, Есенин – Клюев, Ключков – Клюев, Шукшин - Клюев и т.д.) [3, С. 336]. Могут быть предложены следующие темы уроков, в том числе на базе музея:
- Томские страницы биографии Н. Клюева: ссылка в Сибирь.
- Томский край в жизни и творчестве Н. Клюева.
- Аввакумовский путь Н. Клюева.
- Н. Клюев. Личность и судьба поэта: штрихи к портрету.
- Картины мира и образ человека (по материалам сибирских писем Н. Клюева).
В средних классах при изучении тем устного народного творчества и «Русские поэты о природе» может быть включен материал как об отдельных фольклорных истоках и стилевой манере поэта, так и проведены целые уроки/внеурочные занятия:
- Природа и избяной космос Н. Клюева («Рождество избы», «Дымно и тесно в избе»).
- Фольклорные истоки и стилевая манера поэта (цикл «Песни из Заонежья», «Обидин плач»).
- Уроки сопоставительного анализа текстов Н. Клюева и фольклорных произведений, произведений С. Есенина.
Уроки по анализу текстов Н. Клюева в среднем звене, проводимые в системе, позволяют не только сформировать общие представления о поэте, но и дают первоначальные навыки работы с текстами его произведений, знакомят со стилевой манерой. Они готовят школьников к восприятию наиболее сложных произведений поэта, помогают понять его значимость в историко-культурном процессе России, Сибирского края. Так в 11 классе школьники будут готовы к проведению уроков по следующим темам:
· Истоки русской национальной культуры. Надежды поэта на возрождение русской деревни и России (комментированное чтение поэм «Погорельщина» и «Песнь о Великой Матери»).
- Духовная основа поэтики Н. Клюева. Поэт и старообрядчество (на основе последних писем из томской ссылки).
Расширяют и углубляют представление о поэте Н. Клюеве, истоках творчества и стилевой манере внеурочные занятия в рамках факультатива, спецкурса, литературного клуба или кружка по темам:
5-6 класс. Фольклорные истоки творчества Н. Клюева.
6-7 класс. К теме «Русские поэты о природе»:
· Н. Клюев. Природа и избяной космос.
· Чтение и анализ стихов «Рождество избы», «Дымно и тесно в избе».
7-8 класс. К теме «Житийная литература. Мир и человек в житийной литературе» [3]:
· «Житие протопопа Аввакума» и аввакумовский путь поэта Н. Клюева.
· Н. Клюев и протопоп Аввакум.
10-11класс:
· Христианское сознание и христианский сюжет в произведении Н. Клюева («Погорельщина») и В. Шукшина (киноповесть «Калина красная»).
· Образ родины в поэзии Н. Клюева.
Интересными для школьников являются уроки-экскурсии по литературным местам Сибири и Томска, связанным с именем Н. Клюева (очные, заочные/виртуальные):
· Нарымский край в судьбе Н. Клюева.
· Н. Клюев в Томске.
· Томские маршруты Н. Клюева.
Учитывая, что поэт долгое время был закрыт для нас, школьники мало знают о нём, они не могут изложить материал системно. В этом плане можно предложить литературу для проектно-исследовательских работ, систему поисковых по характеру творческих заданий:
5-7 класс:
· подобрать фотоматериал мест, с которыми связано имя поэта Н. Клюева (объекты: Старообрядческая церковь, Белое озеро, Троицкая церковь, здание НКВД, Воскресенское кладбище, Томск 30-х годов и др.);
· составить путеводитель по литературным местам г. Томска, связанным с именем Н. Клюева;
· подготовить лист-путешествие или газету «По литературным местам Томска»;
· используя этимологический словарь, выяснить значение слов: каторга, ссылка, пересыльная тюрьма, лавка, икона, скамья, баул, светец, самовар, ларец, чашка, образок, рукомойник, ковш, горшок, кандалы и др.;
8 – 11 класс (проектные работы):
· Аввакумовский путь поэта Н. Клюева.
· Клюевские страницы в истории литературного Томска.
· Образ Родины в поэзии Н. Клюева.
· Природа и избяной космос Н. Клюева.
На факультативе (спецкурсе) при изучении блока «Литературное наследие П. Васильева может быть проведено занятие семинарского типа, семинар-дискуссия [4, С.40]: «Искания начала века. П. Васильев – Н. Клюев: трагичность судьбы, миропонимания. Занятие семинарского типа, семинар – дискуссия».
В качестве заданий, способствующих интеллектуально-творческому развитию учащихся, могут быть предложены следующие проектно-исследовательские работы:
· Н. Клюев: на пути к последнему творению поэта сибирского периода.
· Облик Томска времен 30-х годов и Н. Клюева и др.
Как показала практика, интересным заданием для учащихся стало составление инсценировки «Диалог современников с поэтом Н. Клюевым». Один из вариантов инсценировки с использованием архивного материала и писем поэта, выполненный учащимися Заозерной школы № 16 г. Томска, представлен ниже [4,5].
1 ведущий: Кто вы, Николай Клюев?
(Звучат ответы):
· Я - сибиряк поневоле.
· Я - один из создателей «новокрестьянской поэзии».
· Я - «отец современной кулацкой литературы».
· Я - «озверелый кулак».
· Я - «враг нового строя».
· Я – поэт.
· (от лица Клюева):
«Я – посвященный от народа,
На мне великая печать.
И на чело своё природа
Мою прияла благодать».
1 ведущий: Чем вы известны русскому народу?
1 чтец: Сборник «Сосен перезвон» (1912 г.) и «Братские песни» (1912 г.).
2 чтец: «Медный кит» (1918 г.), поэмы «Мать Суббота» и «Четвертый мир» (1922 г.).
3 чтец: Поэмы «Плач о Сергее Есенине», «Погорельщина».
4 чтец: «Песнь о Великой Матери» и многое-многое другое.
1 ведущий: Кто ваши предки?
Ответ Н. Клюева: Я из рода Аввакума.
1 ведущий: Что привело Вас в далекий сибирский край? Город Томск?
Н.Клюев: «Я сгорел на своей Погорельщине, как некогда сгорел мой прадед Протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей или неволей связует две эпохи: озаренную смолистыми кострами и запалами самосожжений, эпоху царя Федора Алексеевича и нашу, такую юную и потому много не знающую».
1 чтец: 2 февраля 1934 года Н. А. Клюев арестован в Москве и выслан в Колпашев Нарымского края. Из письма Н. А. Клюева: «Я сослан в Нарым в поселок Колпашев на верную и мучительную смерть».
2 чтец: Н. А. Клюев пострадал не за свои «антиобщественные действия, а за стихи, или же, говоря словами обвинительного заключения за составление и распространение контрреволюционных произведений».
В период работы в музее мы познакомились с архивными материалами: справкой на арест, постановлением об избрании меры пресечения, обвинительным заключением и др. Зачитываются строки из обвинительного заключения.
3 чтец: (Из письма Николая Клюева к А. Н. Яр-Кравченко от 5 июня 1934 г.).
«После четырех месяцев хождения по мукам я, как после кораблекрушения, выкинут на глинистый, устланный черными от времени и непогодицы избами – так называемый г. Колпашев. Это чудом сохранившееся в океанских переворотах сухое место посреди тысячеверстых болот и залитой водой тайги – здесь мне жить пять унылых голодных лет и навсегда похорониться, даже без гроба, в ржавый мерзлый торфяник. Кругом нет лица человеческого, одно зрелище – это груды страшных движущихся лохмотьев, этапов. Свежий человек, глядя на них, не поверил бы, что это люди».
Во многом помочь школьникам смогут уроки, посвященные изучению эпистолярного наследия:
· Письма Н. Клюева из Сибири: судьба поэта, картинки мира и образ человека.
· Облик Томска в письмах Н. Клюева: о субъективности душевного состояния адресата до окружающего поэта мира людей.
· Картины мира и образ человека (по материалам сибирских писем Н. Клюева).
· Душевное состояние поэта и литературное наследие Сибирского периода (по материалам писем и литературному наследию сибирского периода).
Системному восприятию личности поэта способствуют внеклассные и внешкольные занятия (экскурсии, литературные гостиные и др.). Имеется опыт проведения литературных гостиных, например, «Н. Клюев. Штрихи к портрету» [5]. Возможны и другие мероприятия: вечера по творчеству поэта, стилизованные литературные гостиные, салоны, литературные постановки, музейные мероприятия и т.д.
Таким образом, занятия по биографии и творческому пути Н. Клюева разнообразны как по типам, так и формам проведения. Они учитывают общие подходы к изучению, как литературы России, так и региональной литературы. Выделим некоторые из них, учитываемые при изучении биографии и творчества Н. Клюева:
- поэтапное формирование знаний и представлений о Клюеве и его творчестве;
- учет возрастных особенностей при определении тематики, проведении занятий, при организации самостоятельной работы и руководстве чтением учащихся;
- постижение авторской картины мира через тексты произведений Н. Клюева (избяной космос, описания природы и т.д.);
- изучение связей поэта с краем (Н. Клюев и литературная Сибирь);
- изучение наследия Н. Клюева в системе национальной культуры (христианское сознание, христианский сюжет и т.д.);
- изучение наследия на основе сопоставления с устным народным творчеством, творчеством С. Есенина. С. Клычкова, П. Васильева, В. Шукшина и др.
Несомненно, важным условием результативной работы учителей-словесников является подготовка и проведение занятий в системе, подробно описанной выше, в диалоге эпох и культур (российской и сибирской).
Литература
1. Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – №10. – С. 22-24.
2. Азадовский, К. М. Николай Клюев / К.М. Азадовский. – Ленинград: Советский писатель; Ленинградское отделение, 1990. – 332 с.
3. Базанов, В. Г. «Гремел мой прадед Аввакум»: (Аввакум, Клюев, Блок) / В. Базанов // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции. – Москва, 1976. – С. 334-348.
4. Тужикова, Т.А. Работа со школьниками по литературному краеведению /Сост. Т.А. Тужикова, др. авторы. – Томск. ТГУ. 2001. – 120 с.
5. Тужикова, Т.А., Методическая система изучения литературы Сибири: На материале Юго-Западного региона /Т.А.Тужикова: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Москва, 2006. – 301 с.
6. Сигаева, Ю.А. Опыт использования информационно - коммуникационных технологий на уроке / Ю.А. Сигаева //Литература в школе. – 2010. – №1. – С. 45-46.
7. Федоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html // Литература и жизнь. Москва, 2008. (дата обращения: 10.01.2020).