Современное информационно-образовательное пространство: региональный опыт включения краеведения при изучении творчества Н. Клюева

-----------------------------------------------------------------------------------

Автор:Т.А. Тужикова, к.пед.н., заместитель директора по НМР МАОУ СОШ №32 г. Томска

 

     Какова роль современной школы в воспитании детей и молодежи? Возможно ли образование без воспитания? На эти и другие вопросы отвечает данная статья. Она раскрывает использование ресурсов краеведения и музейной педагогики при изучении творчества поэта Н. Клюева, а также роль современной информационно-образовательной среды, интерактивных методов освоения литературы, формирования духовности и гражданственности у детей и молодежи.

Глобализация и всеобщая информатизация, события в общественной жизни и распад идеалов привели к смене педагогических парадигм, изменениям системы образования, ее содержания. Значительно обновилось и содержание литературного образования школьников при введении ФГОС: созданы вариативные программы, учебно-методические комплексы с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей, внедряются системно-деятельностный и метапредметный подходы, по-новому ставятся цели литературного образования. Помимо уроков литературы расширяется содержание внеурочной деятельности по предмету через факультативные и внеурочные занятия, литературные кружки и клубы. При изучении литературных текстов используется развивающая информационно-образовательная среда: интерактивные методы и приемы включения краеведения, ресурсы музеев разных видов, образовательные и развивающие экскурсии, в том числе виртуальные [1, С.22; 6, С. 45]. Все активней включаются материалы литературного краеведения как среды близкой для ребенка, ценной для сохранения традиций предыдущих поколений, формирования духовности и гражданственности. Так изучение культурного наследия, литературы родного края, Сибири – одна из особенностей преподавания литературы в школах Томска и региона.

В Томской области сложилась своя практика использования музейной педагогики и краеведения в образовательной деятельности со школьниками. Главные цели таких занятий – знакомство с традициями сибирского литературоведения и краеведения, с именами писателей, побывавшими в нашем городе, внесшими вклад в литературу и культуру края, воспитание любви к своей «малой» Родине, развитие творческих способностей, проектно-исследовательских компетенций учащихся. В этом аспекте интересна система занятий по творчеству поэта Н. Клюева, убитого в Томске.

Интерес к личности и творчеству Николая Клюева, проявившийся в последние 20 – 25 лет в филологической науке, затронул школьное образование как в России в целом, так и Сибирском регионе в частности. В круг имен, отобранных для изучения на литературно-краеведческих занятиях в школах Томской области, имя поэта Н. Клюева, нашедшего последнее пристанище в нашем городе, включено в конце 90-х годов. Задача школьного литературоведения заключается в том, что оно должно соединить «рецептивно-эстетические и аналитико-познавательные процессы в образовании, включить личность и творчество Клюева в систему жизненных и эстетических ценностей учащихся» [2, С.143], дать представление не только о творческом наследии поэта, но и его картине мира. Значительную помощь в этом оказывают имеющиеся архивные материалы, ресурсы Томского областного краеведческого музея, его Колпашевского и Нарымского филиалов, Мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» Томска.

Рассмотрим возможные темы, методы и формы работы словесника в каждой возрастной группе учащихся в системе. В основе этой системы (урок – внеурочное или факультативное занятие – внеклассное и внешкольное мероприятие или образовательное событие) будет «поэтапное формирование знаний и представлений о Клюеве и его творчестве, а в центре работы над текстом – установка на постижение его авторской картины мира» [2, С. 143].

Содержательной стороной уроков базового компонента школьного литературного образования могут стать биографические уроки, раскрывающие основные этапы биографии и творчества поэта, его связь с Сибирским краем, сведения сопоставительного характера (Аввакум – Клюев, Есенин – Клюев, Ключков – Клюев, Шукшин - Клюев и т.д.) [3, С. 336]. Могут быть предложены следующие темы уроков, в том числе на базе музея:

  • Томские страницы биографии Н. Клюева: ссылка в Сибирь.
  • Томский край в жизни и творчестве Н. Клюева.
  • Аввакумовский путь Н. Клюева.
  • Н. Клюев. Личность и судьба поэта: штрихи к портрету.
  • Картины мира и образ человека (по материалам сибирских писем Н. Клюева).

В средних классах при изучении тем устного народного творчества и «Русские поэты о природе» может быть включен материал как об отдельных фольклорных истоках и стилевой манере поэта, так и проведены целые уроки/внеурочные занятия:

  • Природа и избяной космос Н. Клюева («Рождество избы», «Дымно и тесно в избе»).
  • Фольклорные истоки и стилевая манера поэта (цикл «Песни из Заонежья», «Обидин плач»).
  • Уроки сопоставительного анализа текстов Н. Клюева и фольклорных произведений, произведений С. Есенина.

     Уроки по анализу текстов Н. Клюева в среднем звене, проводимые в системе, позволяют не только сформировать общие представления о поэте, но и дают первоначальные навыки работы с текстами его произведений, знакомят со стилевой манерой. Они готовят школьников к восприятию наиболее сложных произведений поэта, помогают понять его значимость в историко-культурном процессе России, Сибирского края. Так в 11 классе школьники будут готовы к проведению уроков по следующим темам:

· Истоки русской национальной культуры. Надежды поэта на возрождение русской деревни и России (комментированное чтение поэм «Погорельщина» и «Песнь о Великой Матери»).

  • Духовная основа поэтики Н. Клюева. Поэт и старообрядчество (на основе последних писем из томской ссылки).

Расширяют и углубляют представление о поэте Н. Клюеве, истоках творчества и стилевой манере внеурочные занятия в рамках факультатива, спецкурса, литературного клуба или кружка по темам:

5-6 класс. Фольклорные истоки творчества Н. Клюева.

6-7 класс. К теме «Русские поэты о природе»:

· Н. Клюев. Природа и избяной космос.

· Чтение и анализ стихов «Рождество избы», «Дымно и тесно в избе».

7-8 класс. К теме «Житийная литература. Мир и человек в житийной литературе» [3]:

· «Житие протопопа Аввакума» и аввакумовский путь поэта Н. Клюева.

· Н. Клюев и протопоп Аввакум.

10-11класс:

· Христианское сознание и христианский сюжет в произведении Н. Клюева («Погорельщина») и В. Шукшина (киноповесть «Калина красная»).

· Образ родины в поэзии Н. Клюева.

Интересными для школьников являются уроки-экскурсии по литературным местам Сибири и Томска, связанным с именем Н. Клюева (очные, заочные/виртуальные):

· Нарымский край в судьбе Н. Клюева.

· Н. Клюев в Томске.

· Томские маршруты Н. Клюева.

Учитывая, что поэт долгое время был закрыт для нас, школьники мало знают о нём, они не могут изложить материал системно. В этом плане можно предложить литературу для проектно-исследовательских работ, систему поисковых по характеру творческих заданий:

5-7 класс:

· подобрать фотоматериал мест, с которыми связано имя поэта Н. Клюева (объекты: Старообрядческая церковь, Белое озеро, Троицкая церковь, здание НКВД, Воскресенское кладбище, Томск 30-х годов и др.);

· составить путеводитель по литературным местам г. Томска, связанным с именем Н. Клюева;

· подготовить лист-путешествие или газету «По литературным местам Томска»;

· используя этимологический словарь, выяснить значение слов: каторга, ссылка, пересыльная тюрьма, лавка, икона, скамья, баул, светец, самовар, ларец, чашка, образок, рукомойник, ковш, горшок, кандалы и др.;

8 – 11 класс (проектные работы):

· Аввакумовский путь поэта Н. Клюева.

· Клюевские страницы в истории литературного Томска.

· Образ Родины в поэзии Н. Клюева.

· Природа и избяной космос Н. Клюева.

На факультативе (спецкурсе) при изучении блока «Литературное наследие П. Васильева может быть проведено занятие семинарского типа, семинар-дискуссия [4, С.40]: «Искания начала века. П. Васильев – Н. Клюев: трагичность судьбы, миропонимания. Занятие семинарского типа, семинар – дискуссия».

В качестве заданий, способствующих интеллектуально-творческому развитию учащихся, могут быть предложены следующие проектно-исследовательские работы:

· Н. Клюев: на пути к последнему творению поэта сибирского периода.

·  Облик Томска времен 30-х годов и Н. Клюева и др.

Как показала практика, интересным заданием для учащихся стало составление инсценировки «Диалог современников с поэтом Н. Клюевым». Один из вариантов инсценировки с использованием архивного материала и писем поэта, выполненный учащимися Заозерной школы № 16 г. Томска, представлен ниже [4,5].

1 ведущий: Кто вы, Николай Клюев?

(Звучат ответы):

· Я - сибиряк поневоле.

· Я - один из создателей «новокрестьянской поэзии».

· Я - «отец современной кулацкой литературы».

· Я - «озверелый кулак».

· Я - «враг нового строя».

· Я – поэт.

· (от лица Клюева):

«Я – посвященный от народа,

На мне великая печать.

И на чело своё природа

Мою прияла благодать».

1 ведущий: Чем вы известны русскому народу?

 1 чтец: Сборник «Сосен перезвон» (1912 г.) и «Братские песни» (1912 г.).

2 чтец: «Медный кит» (1918 г.), поэмы «Мать Суббота» и «Четвертый мир» (1922 г.).

3 чтец: Поэмы «Плач о Сергее Есенине», «Погорельщина».

4 чтец: «Песнь о Великой Матери» и многое-многое другое.

1 ведущий: Кто ваши предки?

Ответ Н. Клюева: Я из рода Аввакума.

1 ведущий: Что привело Вас в далекий сибирский край? Город Томск?

Н.Клюев: «Я сгорел на своей Погорельщине, как некогда сгорел мой прадед Протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей или неволей связует две эпохи: озаренную смолистыми кострами и запалами самосожжений, эпоху царя Федора Алексеевича и нашу, такую юную и потому много не знающую».

1 чтец: 2 февраля 1934 года Н. А. Клюев арестован в Москве и выслан в Колпашев Нарымского края. Из письма Н. А. Клюева: «Я сослан в Нарым в поселок Колпашев на верную и мучительную смерть».

2 чтец: Н. А. Клюев пострадал не за свои «антиобщественные действия, а за стихи, или же, говоря словами обвинительного заключения за составление и распространение контрреволюционных произведений».

В период работы в музее мы познакомились с архивными материалами: справкой на арест, постановлением об избрании меры пресечения, обвинительным заключением и др. Зачитываются строки из обвинительного заключения.

3 чтец: (Из письма Николая Клюева к А. Н. Яр-Кравченко от 5 июня 1934 г.).

«После четырех месяцев хождения по мукам я, как после кораблекрушения, выкинут на глинистый, устланный черными от времени и непогодицы избами – так называемый г. Колпашев. Это чудом сохранившееся в океанских переворотах сухое место посреди тысячеверстых болот и залитой водой тайги – здесь мне жить пять унылых голодных лет и навсегда похорониться, даже без гроба, в ржавый мерзлый торфяник. Кругом нет лица человеческого, одно зрелище – это груды страшных движущихся лохмотьев, этапов. Свежий человек, глядя на них, не поверил бы, что это люди».

Во многом помочь школьникам смогут уроки, посвященные изучению эпистолярного наследия:

· Письма Н. Клюева из Сибири: судьба поэта, картинки мира и образ человека.

· Облик Томска в письмах Н. Клюева: о субъективности душевного состояния адресата до окружающего поэта мира людей.

· Картины мира и образ человека (по материалам сибирских писем Н. Клюева).

· Душевное состояние поэта и литературное наследие Сибирского периода (по материалам писем и литературному наследию сибирского периода).

Системному восприятию личности поэта способствуют внеклассные и внешкольные занятия (экскурсии, литературные гостиные и др.). Имеется опыт проведения литературных гостиных, например, «Н. Клюев. Штрихи к портрету» [5]. Возможны и другие мероприятия: вечера по творчеству поэта, стилизованные литературные гостиные, салоны, литературные постановки, музейные мероприятия и т.д.

Таким образом, занятия по биографии и творческому пути Н. Клюева разнообразны как по типам, так и формам проведения. Они учитывают общие подходы к изучению, как литературы России, так и региональной литературы. Выделим некоторые из них, учитываемые при изучении биографии и творчества Н. Клюева:

  • поэтапное формирование знаний и представлений о Клюеве и его творчестве;
  • учет возрастных особенностей при определении тематики, проведении занятий, при организации самостоятельной работы и руководстве чтением учащихся;
  • постижение авторской картины мира через тексты произведений Н. Клюева (избяной космос, описания природы и т.д.);
  • изучение связей поэта с краем (Н. Клюев и литературная Сибирь);
  • изучение наследия Н. Клюева в системе национальной культуры (христианское сознание, христианский сюжет и т.д.);
  • изучение наследия на основе сопоставления с устным народным творчеством, творчеством С. Есенина. С. Клычкова, П. Васильева, В. Шукшина и др.

Несомненно, важным условием результативной работы учителей-словесников является подготовка и проведение занятий в системе, подробно описанной выше, в диалоге эпох и культур (российской и сибирской).

Литература

1. Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – №10. – С. 22-24.

2. Азадовский, К. М. Николай Клюев / К.М. Азадовский. – Ленинград: Советский писатель; Ленинградское отделение, 1990. – 332 с.

3. Базанов, В. Г. «Гремел мой прадед Аввакум»: (Аввакум, Клюев, Блок) / В. Базанов // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции. – Москва, 1976. – С. 334-348.

4. Тужикова, Т.А. Работа со школьниками по литературному краеведению /Сост. Т.А. Тужикова, др. авторы. – Томск. ТГУ. 2001. – 120 с.

5. Тужикова, Т.А., Методическая система изучения литературы Сибири: На материале Юго-Западного региона /Т.А.Тужикова: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Москва, 2006. – 301 с.

6. Сигаева, Ю.А. Опыт использования информационно - коммуникационных технологий на уроке / Ю.А. Сигаева //Литература в школе. – 2010. – №1. – С. 45-46.

7. Федоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html // Литература и жизнь. Москва, 2008. (дата обращения: 10.01.2020).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: