Задание 2. Приведите аргументы сторонников примордиализма в поддержку положения о реальном существовании этничности

Игнатьевой Елены, ЭПОАПК-11

Задание 1. Дайте определение и характеристики общего понятия этничности.

Итак, все та территория, которую освоили люди заселена общностями- то есть совокупностью людей, которые объединены социальными связями и обладает признаками, которые придают им своеобразность. Так, этнические общности имеют особое место в истории человечества. Существуют различные мнения о понимании этнической общности-в западной антропологии считают, что такие общности определены различными критериями (лингвистическими, расовыми и т.д.), а некоторые ученые думают- этничность- это лишь обобщение, под которым нет реальной сущности. Социология рассматривают этнические общности в их взаимосвязи с другими социальными группами, то есть тут же поднимается и проблема неравенства, то есть по сути этническую общность рассматривают как одну из подсистем общества в целом. Этнос- это этническая общность, и это понятие часто воспринимается как понятие народ. В русском языке слово этнос выступает синонимом слова народ, которое использовалось для обозначения русских от других народов России. Термин «этничность», его содержание и соотношение с другими понятиями имеет неопределенность - например, на западе считали, что это связь между политикой и социологией, а, например, А. Коэн считал, что этничность - это форма взаимодействия между культурными группами. Так же можно отметить разделение этого термина, ведь с одной стороны оно использовалось для обозначения группы людей, живущих вместе. Но также оно использовалось для обозначение другой общности людей, отличной от нас. Социологи определяют этничность как специфический тип социальных отношений, способов и форм внутреннего и внешнего взаимодействия людей, которое принято в данном обществе, и которое воспроизводится путем передачи ценностно нормативных установок и стереотипов поведения. То есть, этничность -это такое отношение между людьми, когда во внимание принимается культурное различие между отдельными общностями, их идентичность. Одними из главных характеристик этничности являются: чувство отличительности у людей, общая история, традиции, общие черты, политические представления и т.д.  Различают различные виды этнических общностей: род-люди, объединенные кровным родством, племя- имеющих кровнородственные связи, говорящих на одном языке и проживающих на определенной территории, народность- отличается от племени более высоким уровнем развития и нация- общность, где люди связаны общей национальной историей и политической судьбой.

Задание 2. Приведите аргументы сторонников примордиализма в поддержку положения о реальном существовании этничности.

Сторонники примордиалистского подхода считают, что люди, принадлежащие к одной этнической общности, имеют определенный набор культурных свойств и что этнос и этничность- это реально существующие феномены, имеющие объективную основу в природе и обществе. Исходя из этих оснований, можно вывести аргументы, которые сторонники этого подхода используют в поддержку положения о реальном существовании этничности. Так, социобиологическое направление ставит целью исследования взаимоотношения человека и окружающей среды, и объясняет этничность как форму естественного отбора и родственных связей, т.е. этничность рассматривается как природное явление. Один из аргументов приводил П. Ван ден Берге-генетик, который утверждал, что с ростом человеческих обществ границы этноса расширялись, но в то же время у людей появлялась потребность в коллективности, но более широкой, чем круг родственников. Еще этничность трактовали как попытку создания расширенного фенотипа, который предполагал человеческую эволюцию на трех уровнях-биологическая эволюция на уровне генов, культурная эволюция на уровне мемов (мемы- единицы информации, которые действуют на фенотип) и социальная на уровне практик. Этим самым они аргументируют существование групповой селекции и преобладающая этническая идентичность, через которые и выражаются те самые мемы, т.е. сторонники этого подхода объясняли, почему индивиды обладают национальной жертвенностью. Так же, Л.Н. Гумилев аргументировал существование этноса тем, что отдельные активные группы людей втягивают весь этнос в бурную деятельность в исторических и др. границах, а в основе всего, по его мнению, лежит космическая энергия. Главной чертой различия между этносами он считал понимание самих людей своей принадлежности и противопоставлении себя другим. Стоит сказать о психологических версиях этого подхода, который основывался на пояснении этничности через психические особенности индивидуума. Так, У. Самнер аргументировал свою позицию с помощью своей концепции этноцентризма, которая представляет собой то, что люди смотрят на все социальные явления через призму традиций и ценностей своей этнической группы. Приверженцы этого подхода аргументировали существование этничности так же тем, что этническая культура общая для всех социальных слоев, так главную роль у этносов играет представление о священной общности людей, как раз и ставшее основой для образования наций. Так же сторонники этого подхода использовали историко-культурное направление, сущность которого как аргументацию реального существования этничности изложил К. Гирц в своих трудах, связав этничность с психологическим процессом деления индивидом окружающего мира на категории и отделении индивида от других, т.е. по сути он объяснил реальное существование этничности. Ю.В. Бромлей пояснял существование этноса так- его аргументы сводились к тому, что этнос включает в себя сами этнические свойства (язык, традиции и т.д.) и условия, в которых они формируются (территория, экономико-социальные и т.д.). Бромлей указал на двойственную природу этноса (узкий и широкий), и тем самым доказал существование этничности в двух смыслах – «этникос» и «ЭСО», которые соответствуют узкому и широкому. Так же Э. Смит объяснял появления таких этносов ка русские или турки-османы – он выделял латеральный и вертикальный типы развития. Латеральный этнос- развивался в рез-те завоеваний, тем самым создавая свою национально-имперскую среду, элиту и народ которой объединяет фигура правителя. Так, в выводе можно сказать, что все последователи этого направления объясняли существование этничности/этноса как результат того, что общности людей проходили долгий исторический процесс и имели все предпосылки, для его создания- территория, язык, культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: