Экспериментальная работа проводилась в специальной (коррекционной) школы V вида г. Красноярска.
Исследовательская работа была апробирована на базе 1 – 3 классов (10 человек) данного учреждения. Дети имеют логопедическое заключение: ОНР III уровня, моторная алалия.
Все дети были разделены на две группы: контрольная и экспериментальная. В экспериментальную группу вошли 2 девочки и 3 мальчика, в контрольную – 2 девочки и 3 мальчика. Все испытуемые были подобраны по единым критериям:
1) уровень речевого дефекта;
2) половой признак;
3) возрастные особенности. (см. приложение 1, 2)
Краткое описание обследуемых детей.
1) Костя К.
Мальчик восьми лет. Легко вступает в контакт, общительный, серьезно относится к выполнению задания. Мальчик из социально благополучной семьи. На уроках внимателен и активен.
2) Кристина Б.
Девочка девяти лет, из неполной семьи. Легко вступает в контакт. Очень серьезно относится к выполнению задания.
3) Вика Л.
Девочка девяти лет, трудно вступает в контакт, но задания выполняет старательно. На уроках пассивна, молчалива. Девочка из благополучной семьи. Особые трудности возникают на уроках русского языка и математики.
|
|
4) Саша М.
Мальчик десяти лет. Замкнут, рассеян. Трудно вступает в контакт, но после близкого знакомства становится общительнее. Мальчик из неполной семьи. Очень серьезно относится к выполнению задания. При неправильном выполнении замыкается или вообще отказывается от дальнейшей работы.
5) Миша К.
Мальчик девяти лет, из благополучной семьи. Легко вступает в контакт, общительный. На уроках активен. Быстро включается в работу, внимательно слушает инструкцию задания.
6) Диана Ш.
Девочка восьми лет, из неблагополучной семьи. Трудно идет на контакт, не общительна. Замкнута и молчалива. На уроках она рассеянна и не активна. Для выполнения задания ей необходим многократный повтор инструкции.
7) Сергей К.
Мальчик девяти лет, из благополучной семьи. Легко идет на контакт, общительный. Мальчик с гиперактивным поведением: торопится выполнить задание, не дослушав инструкцию до конца. На уроках не внимателен и легко отвлекаем.
8) Лена В.
Девочка восьми лет, из неполной семьи. Легко вступает в контакт. При общении спокойна и уравновешенна. На уроках не проявляет активности. Перед выполнением задания внимательно выслушивает инструкцию.
9) Вова М.
Мальчик десяти лет, из неблагополучной семьи. С трудом вступает в контакт, не общительный, замкнутый. На задаваемые ему вопросы отвечает односложными ответами. До конца выслушивает инструкцию, затем выполняет задание. На уроках пассивен и не проявляет интереса к заданиям.
|
|
10) Дима С.
Мальчик восьми лет, из благополучной семьи. Легко вступает в контакт. При выполнении задания спокоен и внимателен. С радостью выполняет трудовые поручения. Больше всего нравится урок рисования.
В процессе исследования использовались следующие методы:
· Изучение и анализ анамнестических сведений об учащихся.
· Наблюдение, которое осуществлялось в учебное и внеучебное время.
· Метод опроса позволил собрать дополнительные сведения об учениках.
· Сравнительный метод. Применялся для сравнения уровня сформированности связной монологической речи в контрольной и экспериментальной группе на начало и конец эксперимента.
· Метод количественного и качественного анализа полученных данных. Позволяет определить сколько детей затруднялось в выполнении заданий и что именно вызвало эти затруднения.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности связной монологической речи у испытуемых обеих групп.
Во время проведения констатирующего эксперимента детям были предложены два набора серий картинок по пять проб.
Первый набор серий картинок – картинки с явным смыслом.
1 проба. Капуста.
2 проба. Придумал.
3 проба. Настоящий мужчина.
4 проба. Молоко.
5 проба. Яблоня.
Второй набор серий картинок – картинки со скрытым смыслом.
1 проба. Помощник.
2 проба. Посуда.
3 проба. Жадина.
4 проба. Два козла.
5 проба. Скоростная уборка.
Детям было дано задание: разложить серию сюжетных картинок по порядку и составить рассказ. Обращалось внимание на самостоятельное составление рассказа, как дети предварительно располагали серии картинок.
До начала эксперимента был найден контакт с каждым ребенком, создан благоприятный психологический климат.
Уровень связной монологической речи оценивался по нескольким критериям, предложенным Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной:
1) критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения;
2) критерий возможности программирования текста;
3) критерий грамматического оформления;
4) критерий лексического оформления.
Максимальное количество полученных баллов – 12.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения.
3 балла – картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего.
2 балла – использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо на том и на другом этапе.
1 балл – при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развёрнутая помощь в виде наводящих вопросов, или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий.
0 – невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.
Критерий возможности программирования текста.
3 балла – рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения.
2 – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или необоснованные стереотипные повторы связующих элементов.
1 – тенденция к фрагментарности текста, перечисление деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные, необоснованные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта.
0 – невозможность самостоятельного построения связного текста.