Содержание логопедической работы, направленной на формирование связной монологической речи

 

Разработкой методик по формированию связной монологической речи занимались Ефименкова Л.Н., Глухов В.П., Ткаченко Т.А., Воробьева В.К. и другие.

Ефименкова Л.Н. делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с моторной алалией. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью на основе личного опыта.

Глухов В.П. предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах:

- составление высказываний по наглядному восприятию;

-  воспроизведение прослушанного текста;

-  составление рассказа – описания;

-  рассказывание с элементами творчества.

Ткаченко В.П. при работе над формированием связной речи у детей с моторной алалией использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

- пересказ рассказа по наглядному действию;

- пересказ рассказа по серии сюжетных картинок;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ рассказа по сюжетной картинке;

- рассказ по сюжетной картинке.

Воробьева В.К. в системе развития связной речи у младших школьников с моторной алалией выделила три взаимосвязанных раздела:

I – формирование ориентировачной основы действия по узнаванию связных высказываний;

II – формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста;

III – формирование умения связного говорения по правилам.

Теперь поподробнее охарактеризуем каждый из разделов.

I раздел – формирование умения узнавать образы связной речи.

Задача этого раздела – формирование у младших школьников практических представлений о связном высказывании как едином целом на основе умения узнавать существенные признаки текста в процессе его восприятия.

Была принята следующая последовательность работы, которая включала в себя два этапа.

1 этап. Формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения. Здесь дети учатся сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с различными вариантами ненормированной речи.

2 этап. Формирование ориентировки в языковых средствах связного сообщения. Здесь основное внимание уделяется выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете, событии.

II раздел – формирование первоначального навыка связного говорения с опорой на правила.

Здесь происходит поэтапная логопедическая работа. Выделены три этапа становления навыка связного говорения, между которыми существует преемственность, предусматривающая переход от одного этапа к другому.

1 этап. Развитие навыка связного говорения практическими методами. Основное внимание уделяется активизации мотива, потребности в создании длительного рассказа.

2 этап. Формирование учебных действий, связанных с анализом смысловых и лингвистических правил строения текста. На этом этапе используются небольшие по объему тексты цепной и параллельной организации.

3 этап. Формирование связной речи на основе практического применения правил в учебно – коммуникативных ситуациях. Основная задача – научить детей строить цельные и связные рассказы.

Таким образом, формирование связной монологической речи у детей с моторной алалией приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей предполагает формирование умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

 

Таким образом, освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

В посвященных формированию связной речи исследованиях О.И. Соловьевой, М.Ф. Фомичевой и других ученых отмечается, что умение связно выражать свои мысли развивается у детей лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем системного обучения на занятиях.

Для детей с моторной алалией характерны спецефические особенности в усвоении ими родного языка. Прежде всего при алалии слабо развито чувство языка, которое в норме возникает непроизвольно в процессе речевого общения. На его основе формируются первые языковые обобщения, имеющие неосознанный, эмоциональный характер и играющие важную роль в развитии связной речи ребенка.

Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

 

 

Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: