Разработкой методик по формированию связной монологической речи занимались Ефименкова Л.Н., Глухов В.П., Ткаченко Т.А., Воробьева В.К. и другие.
Ефименкова Л.Н. делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с моторной алалией. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью на основе личного опыта.
Глухов В.П. предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах:
- составление высказываний по наглядному восприятию;
- воспроизведение прослушанного текста;
|
|
- составление рассказа – описания;
- рассказывание с элементами творчества.
Ткаченко В.П. при работе над формированием связной речи у детей с моторной алалией использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
- пересказ рассказа по наглядному действию;
- пересказ рассказа по серии сюжетных картинок;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ рассказа по сюжетной картинке;
- рассказ по сюжетной картинке.
Воробьева В.К. в системе развития связной речи у младших школьников с моторной алалией выделила три взаимосвязанных раздела:
I – формирование ориентировачной основы действия по узнаванию связных высказываний;
II – формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста;
III – формирование умения связного говорения по правилам.
Теперь поподробнее охарактеризуем каждый из разделов.
I раздел – формирование умения узнавать образы связной речи.
Задача этого раздела – формирование у младших школьников практических представлений о связном высказывании как едином целом на основе умения узнавать существенные признаки текста в процессе его восприятия.
Была принята следующая последовательность работы, которая включала в себя два этапа.
1 этап. Формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения. Здесь дети учатся сравнивать и отличать нормированное связное сообщение с различными вариантами ненормированной речи.
|
|
2 этап. Формирование ориентировки в языковых средствах связного сообщения. Здесь основное внимание уделяется выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете, событии.
II раздел – формирование первоначального навыка связного говорения с опорой на правила.
Здесь происходит поэтапная логопедическая работа. Выделены три этапа становления навыка связного говорения, между которыми существует преемственность, предусматривающая переход от одного этапа к другому.
1 этап. Развитие навыка связного говорения практическими методами. Основное внимание уделяется активизации мотива, потребности в создании длительного рассказа.
2 этап. Формирование учебных действий, связанных с анализом смысловых и лингвистических правил строения текста. На этом этапе используются небольшие по объему тексты цепной и параллельной организации.
3 этап. Формирование связной речи на основе практического применения правил в учебно – коммуникативных ситуациях. Основная задача – научить детей строить цельные и связные рассказы.
Таким образом, формирование связной монологической речи у детей с моторной алалией приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей предполагает формирование умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Таким образом, освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
В посвященных формированию связной речи исследованиях О.И. Соловьевой, М.Ф. Фомичевой и других ученых отмечается, что умение связно выражать свои мысли развивается у детей лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем системного обучения на занятиях.
Для детей с моторной алалией характерны спецефические особенности в усвоении ими родного языка. Прежде всего при алалии слабо развито чувство языка, которое в норме возникает непроизвольно в процессе речевого общения. На его основе формируются первые языковые обобщения, имеющие неосознанный, эмоциональный характер и играющие важную роль в развитии связной речи ребенка.
Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ