Как оценить качество дизайна

СТРУКТУРА ИЗДАНИЯ

Дизайн

Два понятия – «оформление газеты» и «дизайн» – используются часто в качестве синонимов, но всё же следует остановиться на некоторых их различиях. Под оформлением мы понимаем прежде всего процесс, а под дизайном – результат. Дизайн газеты – визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство с изданием. Взяв в руки газету, ты получаешь первое впечатление о ней, не прочитав ещё ни строчки. Внешний вид издания должен соответствовать содержанию, создавать облик, настроение публикуемых материалов. Дизайн представляет собой органичное соединение постоянных и обязательных компонентов газеты.

Компоненты издания. К ним относятся: формат газеты, каркас (количество и размер колонок текста), постоянные элементы номера – шрифт (шрифтовое оформление), заголовки и их стиль, рубрики, цвет... Будучи однажды выбраны, эти компоненты сохраняются в каждом номере газеты. Меняют их только тогда, когда меняют весь дизайн издания.

Формат газеты. Под ним понимают размер бумажного листа, на котором помещается полоса (страница номера). В современной отечественной прессе приняты три основных формата газеты: большой, или полноформатный – А2 (420 × 594 мм), малый, или малоформатный – А3 (297 × 420 мм) и сверхмалый, или журнальный, – А4 (210 × 297 мм). Первое число показывает ширину страницы, второе – высоту.

Большинство школьных газет издаётся в сверхмалом формате А4. Формат газеты постоянен, но при необходимости его можно изменить. От формата газеты во многом зависит её объём (количество полос). Например: формат А4, объём 0,5 печатного листа – это значит, газета будет выходить на двух листах, то есть на четырёх полосах (1 печатный лист – 8 полос, и т. д.). Обычно чем меньше формат, тем больше страниц в номере. Но к школьным газетам в полной мере это не относится.

Каркас – эточисло колонок на полосе. От их размера (ширины) и пробелов между ними зависит размещение материалов (текстов и фото) на полосе. Тут необходимо помнить, что «благодаря» формату А4 придётся уменьшать отличные тексты, отказываться от многих фотографий, «разрезать» материал на кусочки, которые поместятся только на нескольких страницах, и т. д. Количество колонок рассчитывается исходя из формата, обычно в пропорции 1: 1,4. Проектируя «скелет» издания, то есть каркас, помните, что столбец (колонка) не может быть шире 9 см и уже 3,5 см. В школьной газете желательно всё же делать столбцы пошире. Почему? Это замедлит темп чтения и положительно скажется на уровне усвоения материала.

Ширина колонок (или столбцов, гранок) не является строго неизменной, вы можете иногда заузить (или расширить) их, чтобы скрасить монотонность страницы, применить в особых случаях для графического эффекта. Но при этом соблюдайте осторожность, иначе газета станет излишне пёстрой.

Раньше газеты совмещали на одной полосе колонки разной ширины, однако сегодня в полноформатных изданиях так поступают очень редко, в отличие от массовых изданий малого формата. Так что это вопрос моды, а не правило. Есть хорошее общее правило для газет высокого уровня (как полно-, так и малоформатных) – использовать колонки другой ширины только для специальных рубрик или материалов. Страницы, посвящённые культуре, к примеру, всегда содержат статьи большого объёма, не относящиеся к категории «горячих новостей», поэтому ширина их колонок может быть и побольше.

При макетировании колонки могут быть показаны:

    «змейкой»              штриховкой              стрелкой

                                       

Как оценить качество дизайна.

Чтобы оценить качество дизайна газеты, воспользуйтесь списком следующих вопросов, на которые вы вполне можете ответить сами.

1. Можно ли по внешнему виду газеты предположить целевую аудиторию? Школьная или для школьников? Для кого издаётся газета, кто её может читать?

2. Каковы общие эмоциональные ощущения от газеты (небрежность или аккуратность, серость или…)? Есть ли у неё свой стиль?

3. Легко ли в газете найти важную информацию? Хорошо ли она организована на полосах? Насколько удобно читать газету?

4. Работают ли графические элементы (рамки, линейки, «воздух», подложки и т. д.) так, как они должны работать? Есть ли «графический мусор», то есть графические элементы без всяких функций?

5. Достаточно ли в газете иллюстраций? Цепляют ли они взгляд? Насколько фото содержательны, помогают ли понять материал? Есть ли подписи к фото?

6. Сколько текстовых и заголовочных шрифтов используется в газете? Их не должно быть слишком много. Используются ли те или иные шрифты в газете систематически? 

7. Логично ли связаны между собой заголовки, текст и фото? Всегда ли легко понять, что к чему относится?

8. Всегда ли на странице есть главный элемент, можно ли его чётко отделить от второстепенных? Не сбиваются ли все графические элементы на одну сторону?

Оцени всё, что может оказать влияние на удобочитаемость, и ты получишь ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: