Если вы стремитесь к тому, чтобы школьная газета была по-настоящему «взрослой», вам пригодятся следующие знания.
В большинстве современных газет вторая страница заполнена малыми формами журналистских материалов (короткая информация, любопытные факты и др.), то есть той информацией, к которой читатель захочет вернуться после знакомства с основными текстами. Но так как ваше издание по формату небольшое, вы вполне можете позволить себе и типично информационную страницу (поместить один длинный текст в окружении двух-трёх поменьше).
Вторая страница газеты считается самой слабой, но работать над ней всё же нужно не менее серьёзно, чем над другими. Во-первых, читатель часто возвращается к ней после прочтения номера, а во-вторых эта полоса, по некоторым исследованиям, вызывает наибольшее доверие читателей. Вы можете сделать её «личной страницей» читателя, адресовать информацию персонально ему.
! Поставьте на вторую страницу интересный материал, яркий заголовок – и полоса будет такой же привлекательной, как и третья.
|
|
Третья страница – одна из сильнейших в газете (кроме, разумеется, первой и последней). Как правило, на ней помещаются главные тексты.
Последняя страница не должна быть проблемной. Она может быть редакционной – разместите на ней комментарии, фельетон, стихи или рекламу, кроссворды и другие лёгкие по содержанию материалы. Там же помещаются и выходные данные.
Выходные данные.
Это основные данные об издании, включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, а именно: название издания, учредитель, Ф. И. О. редактора, имена корреспондентов, порядковый номер выпуска и дата его выхода, адрес редакции и все контактные номера, формат издания, количество полос и другие сведения, которые вы посчитаете нужным указать. Выпускные сведения завёрстывают на последней полосе издания, в самом низу, мелким кеглем.
Цвет в газете.
Исследования во всех концах земного шара показали, что читатели охотнее смотрят на цветную полосу, чем на чёрно-белую. Цветное оформление привлекательнее и скорее притягивает глаз, чем чёрно-белая гамма. Но возможность использовать цвет может оказать губительное воздействие на редакторов. Во-первых, они склонны злоупотреблять им. Это простительно в первых выпусках, однако ими дело не ограничивается. В результате редактор хочет, чтобы вся газета была выполнена в цвете. А на газете это сказывается катастрофическим образом. Эффект цветового оформления куда сильнее, если оно используется ограниченно и осмысленно, а не потому только, что вы располагаете такой возможностью. Цвет следует использовать для основных эффектов, а не разбрасывать разноцветье повсюду. Во-первых, если цветовых пятен слишком много, они визуально глушат друг друга, а во-вторых, вы не можете всякий раз проконтролировать цветовую гамму каждой страницы, так как основной цвет на фотографии выявляется слишком поздно.
|
|
Советы по макетированию.
1. Создайте банк образцов. Когда вы читаете журналы, газеты, просматриваете рекламные листки и брошюры, собирайте образцы особенно удачных решений. Складывайте их в папку, отмечая, что хорошо в данном макете. Накопив достаточно материала, вы почувствуете себя гораздо увереннее в области технического и художественного редактирования. Самые лучшие учебники по дизайну и макетированию – это хорошие журналы. Тематика их не имеет значения. Просто надо на них посмотреть глазами не читателя, а художника, и постараться понять, что вам в них нравится и почему. Нужно и можно использовать их как подсказку. Обратили внимание, как выполнена обложка, – попробуйте сделать нечто подобное на своём материале; увидели интересное графическое решение – берите себе; понравилось, как сделан разворот, или заголовок, или вёрстка, – применяйте в своём издании. И не бойтесь, что кто-то назовёт это подражанием. Как говорится в одной восточной пословице, лев состоит из переваренных баранов. Ваше издание специфично уже тем, что оно – школьное, поэтому графические идеи, заимствованные в «большой» прессе, будут у вас выглядеть по-новому.
2. Составляя план макета, помните: чем проще, тем лучше. Соблюдая это правило, сделаете меньше ошибок. Кроме того, простые макеты выглядят чётче, лучше читаются и обеспечивают концентрацию внимания читателей.
3. Не пытайтесь объять необъятное. Например, вы можете разместить на одной полосе 6–8 колонок текста, но кто станет их читать? И как?
4. «Воздух». Главное в дизайне – как газета использует незаполненное пространство полосы («воздух»). Подходить тут нужно продуманно: оставляйте «воздух» там, где он выполняет какую-либо функцию, например выделяет заголовок, даёт отдых глазу или создаёт рамку для фотографии или текста. Не старайтесь разместить на полосе как можно больше материалов в ущерб дизайну. Используйте чистое пространство пропорционально размеру шрифта.
5. Общее правило: не используйте больше трёх графических эффектов на развороте из двух страниц. Ваш макет должен создавать чёткое представление о характере документа.
! Совет: слегка прищурьтесь и сосчитайте, сколько раз ваш взгляд остановился на зрительных частях текста, расположенных на странице. Если на ней более 5–6 групп, подумайте, какие отдельные части можно было бы объединить, чтобы зрительно слить их в единое целое.