Вопрос №2. В любом ли случае при любом виде преступления можно характеризовать личность преступника как аномальную личность?
Характеристика преступника как аномальной личности прежде всего касается личности, отклоняющейся от общепринятых ценностей, норм и правил поведения, нарушающей границы территории других людей и границы дозволенного.
Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с социальной средой. В личностных аномалиях, кроме социально-психологического фактора, не должен игнорироваться и биологический, являющийся либо причиной, либо опорой для психосоциальных отклонений. Данные психические аномалии лишают человека возможности к усвоению социальных норм, регулирующих поведение людей, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей... Характер мотивации у аномальных личностей является бессознательным, а конкретная деятельность так же слабо связана с логикой, посредственностью и сознательностью.
|
|
Вопрос №3. Какая психологическая модель: психической деятельности или психической организации - наиболее результативна для анализа и квалификации преступного деяния?
Под «психической деятельностью» следует понимать первичное и основополагающее самодвижение конкретного человека, которое затем проявляется в виде мыслей, эмоций, темперамента, характера, памяти, воли, знания. Психическая деятельность — это форма, определяющая присутствие и специфику действия. Сложность заключается в том, что она проявляется частично на сознательном, частично на бессознательном уровне.
Преступное деяние в психологическом плане может быть рассмотрено двояко: как деятельность и как самоуправление. Механизм деятельности рассматривается как цепочка действий, приводящая к результату. Механизм самоуправления рассматривается как цепочка звеньев, образующих кольцо, позволяющее получать обратную связь (в схеме деятельности она также предполагается). Кроме того, деятельность анализируется через структуру, компонентами которой являются потребности, цели, мотив, а также действия и операции. Деятельность входит в структуру психической организации как ее часть, поэтому анализ самоуправления личности дает более полную картину совершенного и инкриминируемого конкретному лицу деяния.
Психическая организация как самоуправление человека рассматривается через характеристику тринадцати звеньев психики, играющих роль базовых психических функций, в связи с чем побудительное звено раскрывает потребность, являющуюся предпосылкой деяния, целевое — цель, звено отношения — ценность, мотив и смысл содеянного. Характеристика мотива — идеального или материального предмета потребности — определяет, какая именно деятельность проявлялась. Ряд звеньев психической организации может осуществляться в виде действий, остальные — в виде операций. Характеристика мотива задает в структуре психики то, какая деятельность организуется: игровая, учебная, профессиональная и др. Соотношение мотива, целей, способов с общественными нормами позволяет оценить веяние как правомерное или неправомерное. Как мы можем видеть, деятельность и организация тесно связаны друг с другом, деятельность является компонентом организации, именно поэтому их взаимодействие может дать наилучший результат при анализе квалификации преступного деяния.
|
|
Вопрос №4. Какие психические компоненты включены в осуществление преступного деяния и должны быть подвергнуты анализу?
Преступное действие имеет внутреннюю структуру:
1. мотив, цель действия и форма вины лица (психологические компоненты);
2. предмет действия, способ, средства и условия его реализации (физические и вещественные компоненты):
3. результат действия, т.е. те последствия, которые наступили от действия.
Анализу должна быть подвергнута вся структура преступного действия. В особенности:
· Операция
· Действие
· Цель
· Смысл
При анализе преступной деятельности, чтобы определить основные элементы в ее структуре, необходимо задать вопросы. Для определения операции: каким образом выполняется действие? Для определения действий: из каких актов состоит сложная деятельность? Для определения целей: какие промежуточные результаты достигались или необходимо достичь? Для определения смысла: каков основной результат, ради чего (зачем) человек действовал или бездействовал?
Вопрос №5. Какие компоненты психики делают содержание деяния преступным?
Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности, выделяют:
1. отклонения характера;
2. отрицательное влияние социального окружения;
3. педагогическую запущенность.
Психологический анализ личностных факторов, опосредующих совершение преступлений, основывается на трех типообразующих признаках:
1) отношения личности;
2) направленность личности;
3) мотивационно-побудительная сфера.
В преступной деятельности проявляются четыре типа отношений личности.
1. Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности: жизни, здоровью, чести, достоинству, спокойствию и т.д. (Этот тип отношений характерен для преступников, совершивших убийства, оскорбления, изнасилования, занимавшихся клеветой. К данному типу относятся также большинство хулиганских правонарушений).
2. Корыстно-частнособственническое отношение (свойственно лицам, совершившим служебно-корыстные и корыстно-хозяйственные преступления, кражи, грабежи, разбои, мошенничества).
3. Индивидуалистически-анархическое отношение к различным социальным установлениям и обязанностям (присуще лицам, совершившим хозяйственные преступления, преступления против порядка управления, против правосудия, различные воинские преступления).
4. Легкомысленно-безответственное отношение, проявляющееся в неосторожных преступлениях.
Что же касается направленности личности, то можно также выделить четыре основных типа:
· Аморальная направленность, не влекущая уголовной и иной ответственности, но нарушающая моральные нормы общества.
· Асоциальная направленность, которой обладают лица с поведением, не совпадающим с интересами общества, но не причиняющим существенного вреда. К таковым относятся проституция, попрошайничество, мелкая спекуляция.
|
|
· Антисоциальная направленность, приносящая вред, не представляющий, однако, опасности главным условиям общественного бытия. Ею обладают лица, совершающие незначительные кражи, хулиганские действия, злоупотребляющие алкогольными напитками.
· Преступная (общественно опасная) направленность, угрожающая условиям общественного бытия — убийства, членовредительство, хищение социалистической собственности, государственные и военные преступления.