Дефиниции суицидального поведения

Введение

Суицидальное поведение — социальная проблема с устойчивыми закономерностями, формирующимися на основе этнических, культурных, исторических и экономических особенностей целых континентов, отдельных стран и входящих в них на правах субъектов областей и автономий [3]. Это обобщающее понятие, которое помимо завершенного суицида включает в себя попытки без летального исхода, суицидальные мысли, намерения и планы [12].

Изучение суицидального поведения сопряжено с определенными трудностями, так как оно часто рассматривается представителями различных научных направлений с диаметрально противоположных позиций. Это во многом обусловлено разнообразием побудительной мотивации самоубийств, включающей в себя философские, теологические, юридические, медико-генетические, биологические и социально-психологические аспекты [8].

Цель данной работы — обобщение теоретических представлений о суициде на основе анализа литературных данных.

Понятие «суицид» и типология суицидального поведения

Слово «самоубийство» ведет свое начало от древнелатинского «mors voluntaria», что буквально переводится как «добровольная смерть». А «sibi mortem consciscere» означает «добровольный выбор собственной смерти» [38].

В настоящее время для обозначения самоубийства используется неологизм «suicide», произошедший от древнелатинского «suicidium». Данный термин возник, предположительно, в первой половине XVII в. Для его образования использовалось возвратное местоимение «sui», означающее «себя» и глагол «caedere», переводимый как «убивать», «приносить в жертву», «бить», «рубить» [8]. Впервые слово «suicide» употребляется в работе сэра Томаса Брауна «Religio Medici», вышедшей в свет в 1641 г. [25]. До этого времени в научных и философских трактатах широко использовали либо древнелатинские понятия, либо слова «autoch(e)iria» и «auto-ceiroV», впоследствии перенесенные в тексты, написанные на латыни [38]. В русскоязычном варианте слово «самоубийство» для обозначения суицида впервые употребляется в 1704 г. в трактате «Лексикон треязычный», составленном директором Московской типографии, наставником Славяно-греко-латинской школы Федором Поликарповым-Орловым [11].

В настоящее время суицид принято определять как осознанное, добровольное, собственноручно исполненное саморазрушающее деяние, непосредственной и ближайшей целью которого является смерть [25].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает рассматривать самоубийство как «… результат действия, преднамеренно начатого и совершенного человеком с полным знанием или ожиданием своего фатального исхода» [17].

Подавляющее большинство исследователей суицидального поведения сходятся во мнении, что оно не является строго психиатрическим феноменом. Самоубийство под давлением внешних обстоятельств могут совершать и психически здоровые индивиды. Известный суицидолог Г. Гордон в предисловии к первому изданию книги Э. Дюркгейма «Самоубийство» утверждает: «К реакциям в форме суицида способны не только больные и болезненные, но и здоровые души, совершенно нормальные по своим качествам и эмоциям» [10].

Е.В. Змановская (2004) предлагает рассматривать суицид как крайнюю из точек в ряду взаимно переходящих друг в друга форм аутоагрессии. В данной связи классификации суицидального поведения, учитывающие помимо типов суицида виды самоповреждений, приводящих к временной потере трудоспособности, к инвалидизации или к смерти, считаются наиболее приемлемыми [12].

Дефиниции суицидального поведения

Представители различных научных школ и направлений вкладывают в трактовку самоубийства разный смысл, поэтому дефиниций суицидального поведения существует великое множество.

Достаточно распространено убеждение, что суицид может быть совершен только индивидом с больной психикой. Такого мнения строго придерживался французский психиатр Жан-Этьен Эскироль, издавший в 1838 г. научный труд «О душевных болезнях», в котором он категорично заявлял, что покушаться на свою жизнь человек способен только в состоянии безумия [42].

Его точку зрения в какой-то мере разделяет Л.М. Балабанова, рассматривающая суицид как «… акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания» [4].

Однако большинство суицидологов высказывают мысли о том, что расстройство психики может являться причиной самоубийства лишь в ограниченном числе случаев.

Э. Шнейдман, например, хотя и представляет суицид в контексте многогранного расстройства личности, утверждает, что не все самоубийцы больны психически. По его мнению, осознанный акт самоуничтожения могут совершить и здоровые индивиды, имеющие проблемы, для решения которых суицид является наилучшим вариантом [30].

Э. Дюркгейм полагает, что самоубийством следует называть любой случай смерти, являющийся результатом поступка, совершенного самим пострадавшим, если пострадавший знал об ожидавших его результатах и отдавал себе отчет в своих действиях [10].

Ему вторит Р. Марис, утверждающий, что «термин «суицид» относится ко всем случаям смерти, которые явились результатом позитивных или негативных актов, совершенных самой жертвой, при условии, что жертва знала или догадывалась о результатах своих действий» [40].

Р. Диэкстра рассматривает самоубийство как «… акт с фатальным исходом, который умышленно был начат и исполнен самим погибшим субъектом, при условии знания или ожидания последним такого исхода, причем исход рассматривается субъектом как инструмент в достижении желаемых изменений в самосознании и социальном окружении» [36].

М. Фарбер трактует суицид как «… сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни», представляющее собой результирующий вектор ранимости и депривации [37].

Д. Вассерман полагает, что самоубийство следует рассматривать как произвольное, осознанное и исполненное страдающим субъектом действие, целью которого является смерть [7].

В.А. Тихоненко и Ф.С. Сафуанов определяют суицид как «… любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [24]. Причем, как подчеркивает Ф.С. Сафуанов, причина самоубийства заключается не в осознанности возможности суицидальных действий, а в сознательном выборе добровольного ухода из жизни. Выбор в пользу смерти тесно связан с уровнями саморегуляции и с вменяемостью субъекта в психолого-психиатрическом контексте понимания феномена суицида [20].

Э. Гроллман утверждает, что самоубийство нельзя рассматривать как решение отдельно взятого индивида, в отрыве от социума. По его мнению, суицид является болезнью цивилизации [9].

А.Г. Амбрумова так же полагает, что суицид имеет социальные корни. Она определяет самоубийство как «… следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого и неразрешенного микросоциального конфликта» [2].

Э. Шнейдман, в 1973 г. по просьбе властей Великобритании написавший статью про самоубийство для «Британской энциклопедии», высказал в ней мысль о том, что на самом деле никто не знает подлинных причин самоубийств. С тех пор прошло почти полстолетия, а исследователи суицидального поведения так и не пришли к единому мнению относительно его природы и мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: