Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов. Например, в узорах хантов и манси отражались родоплеменные особенности; у удмуртов имеются названия узоров, свидетельствующие о принадлежности их к определенному роду или племени; у народов Средней Азии, долго сохранявших пережитки родоплеменных делений, это отразилось в узорах. Туркмены, особенно женщины, безошибочно определяют племенную принадлежность ковровой орнаментации. Каждое племя имело свой собственный запас ковровых узоров.
остав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы - мужчине или женщине, например на вязаных изделиях коми, в вышивках народов Поволжья. Возрастные различия также отражались в вышивках (особенно головных уборов) у большинства народов. О вышивках на сороках русских крестьянок, отмечавших возраст и семейное положение, упоминалось выше. Несомненна связь орнамента с верованиями. У туркмен, например, В.Г.Мошкова выявила категорию "священных" узоров, ясно осознаваемых ковровщицами.
Из наиболее часто употребляемых средств в колдовской практике людей различных эпох являлось «завазывание» узлов и «обвязывание» нитями.
Постепенно значение оберега переходит с нити на изделие. Обереговые ювелирные украшения — кольца, браслеты, ожерелья — первоначально изготавливались плетеными и витыми. Обереговые значения плетеного и бранного пояса, а также и вышивки на рубахе известны издавна.
Все искусство находится в неразрывной связи с природой. Геометрический стиль также связан с природными явлениями. Элементы орнамента отражали языческие представления о мире и несли функцию заклинания, защиты и ограды. Мотивы орнамента, зашифрованные молитвы, заклинания определенным богам, чаще всего связаны с аграрной магией.
Круг и квадрат с крестом являлись символом солнца, крест обозначал также четыре стороны света, распространение чего-либо на четыре стороны света. Треугольник — символ семени. Квадрат с точкой в центре — засеянное поле, колесо с шестью спицами — громовой знак. Плетеная коса — вода, текущая по земле, Ромб с крючками одними исследователями расшифровывается как символ солнца с лучами, другими как мотив поля с растительными завитками, символизирующими высшую степень развития растения, цветущее поле или сад.
Один из примеров могут служить браслеты из Новгорода XII — XIII веков. Расположенные в центральной части браслетов треугольники символизируют семена, волнистая плетенка — вода, На боковых частях изображено пробуждение семян, зашифрованное тремя точками в треугольнике. Третий этап представляет молодые ростки — всходы. Вместо ростка мог изображаться и ромб с точками, что являлось символом вспаханного поля. Косой крест на фрагменте браслета — символ солнца. Введение в систему солнце-вода-земля «вечного» узла, образованного двумя зигзагами — антиподами, имеет смысл заклинания вечной идеи плодородия.
Позднее значение символов плодородия стало ассоциироваться с достатком и сейчас можно встретить значение ромба как символа прибыли.
Символ | Смысл | Значение |
Мировая гора — центр и начало мироздания с Мировым Древом на вершине коророго горят Солнце, Луна и Звезды, а в корнях — вход в потусторонний мир Бога Земли | Репейник — цепляет счастье, Перекресток. | |
Репейник — цепляет счастье, Колодец, Предок, Дубок. | ||
Репейник – цепляет счастье, Небо над Землей живца. | ||
Древний Громовержец — крылатое Божество Земли, вихрем способное подниматься в Небо, неся на себе Огонь-Солнце, может даровать жизнь (в соединении с 4 точками или символом креста, квадрата) и смерть | Новое Солнце, Рассвет | |
Ящер-дракон, владыка пекельного мира, страж бездны. Хтонические, производящие силы Земли. Пашня, а так же туча | ||
Божество растительного мира, приносящее плодородие. Вписанные в ромб точки придают значение оплодотворенного женского начала, в соединении со знаком живицы — семена, души готовые к воплощению | ||
Богиня-Дева, Громовица, Солнце-Дева, Веснянка. Обладает даром причинять как жизнь так и смерть | ||
Лунная ипостась Девы. Женский образ месяца Владычица вод | ||
Водяной (Морской) царь, повелитель вод |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе работы мы рассмотрли и изучили технику ткачества Русского Севера, а конкретнее бранное ткачество, различные значения орнаментов, узоров. Узорное ткачество- искусство производства узорного материала с помощью станка. Данный вид сохранился и до наших дней, а так же активно используется в деревнях и сёлах. Такая работа всегда считалась очень сложной, но у мастеров всегда получалось создавать не похожие ткани. Этому способствовали разнообразные техники узорного ткачества. Цель достигнута, задачи выполнены.
ПРИЛОЖЕНИЯ