Орг.момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Ивановна и сегодня мы с вами на уроке будем заниматься …
(Неожиданно раздается стук в дверь и появляется почтальон Печкин)
Постановка цели урока
Печкин: Здравствуйте, это 5 класс?
Учитель: Здравствуйте, извините, но у нас открытый урок. Пожалуйста, не мешайте нам.
Печкин: У вас своя работа, а у меня своя работа. Письмо для 5 класса. Вот и забирайте.
Учитель: Но хорошо, спасибо. Ребята нам нужно обязательно прочитать это письмо, а вдруг там, что важное.
Текст письма
Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Пишут вам гласная буква е и гласная буква и. Заявляем Вам с твердой уверенностью, что сил наших больше нет жить в тетрадке у Витьки Перестукина. Он без конца ошибается в нашем написании, часто переставляет нас с места на место. И поэтому мы решили навсегда уйти из его жизни и из вашей тоже. Если вы решите нас вернуть, то ищите нас в нашей любимой стране. Мы оставляем для вас подсказки, которые помогут вам нас отыскать.
|
|
Учитель: Ребята вы хоть, что-нибудь понимаете. Кто такой Витька Перестукин?
Ответы детей. Герой повести – сказки Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
Учитель: Ребята, а мне даже удалось найти тетрадь Вити Перестукина. Посмотрите, как она выглядит. Попробуем её прочитать.
Слайд
Листок из тетради Вити Перестукина.
Ему не было и десяти лет, а он уже отлично плавал и нырял. Один уходил на лодк. далеко в мор..Это мы говорим о Борис. Петрович. Житков..Борис Житков мечтал о дальнем поход., поездк.. Его мечта сбылась. Он много путешествовал. Однажды по просьб. Корнея Чуковского он написал рассказ. Дети любят морские рассказы Житкова. В них говорится о храброст. и смелост.
Учитель: Ребята я выписала слова, в которых исчезли буквы: на лодке, в море, о Борисе Петровиче Житкове, о походе, о поездке, по просьбе, о смелости, о храбрости.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие буквы ушли из тетрадки Витьки Перестукина? В словах какой части слова? В какой части речи? В каком числе стоят эти слова? Так, какое правило не усвоил мальчик? (составление схемы.)
Ответы детей: Ушли гласные и и е из окончаний. Видимо Витька Перестукин не выучил правило написания безударных гласных в окончании имен существительных единственного числа..
Учитель: Ребята, кто хочет вернуть наши буквы? А зачем нам это надо?
А как вы думаете, кто занимается поиском пропаж?
Дети: сыщики, детективы.
Учитель: Я предлагаю вам сегодня поработать детективами.
А помещение в котором мы находимся будет называться детективное агентство
В этом черном ящике хранятся вещи, необходимые для детективов. Давайте определим все ли они нам будут нужны для работы (лупа, ваза, блокнот, перчатки, подсолнечное масло).
|
|
Дети выбирают необходимые вещи.
А теперь выберете карточку с изображением вещи и согласно этому займите свои места.
Итак, ребята теперь вы настоящие детективы. А какими качествами должен обладать детектив?
Дети: четкие, организованные, эрудированные, смелые и т.д.
Актуализация раннее изученного
Учитель: Итак, мы с вами отправляемся на поиски пропавших безударных букв в окончаниях имен существительных ед. числа.
Учитель: Настоящие детективы, чтобы приступить к работе должны к ней основательно подготовиться, проверить уровень своих знаний.
Что же должен знать настоящий детектив, чтобы найти пропавшие окончания.
Выберите те понятия, которые должен знать детектив, чтобы определить гласную в окончании имен существительных?
падежи |
Корень слова |
время |
склонение |
е |
и |
Слова-помошники |
лицо |
Итак, найти пропавшие окончания нам помогут такие понятия как склонение, падеж, подбор слов – помощников. (Составление схемы на доске)
Составим алгоритм нахождения безударных гласных двумя способами.
(В конвертах разрезанные компоненты алгоритма, дети показывают таблички и прикрепляют их поочередно к доске.)
Ребята, а сколько склонений существует в русском языке(3), а падежей (6)
А во всех ли 6 падежах правописание окончания вызывает сомнение?
Дети: нет только в трех – Р.п, Д.п, П.п.
Заполнение таблицы при помощи упражнения №1 в конверте
Упражнение №1
Гостил у подруги (1 скл.Р.п.), подарил бабушке (1скл., Д.п), мечтал о поездке (1 скл П.п).
Отъехал от дома (2скл, Р.п, окончание другое), прицепил к хвосту (2скл, Р.п окончание другое),
заботилась о сыне(2скл, П.п).
Укрылся от метели (3скл.Р.п), переехал к дочери(3 скл, Д.п), написал в тетради (3 скл., П.п)
Ребята в ходе выполнения упр. вставляют окончание в таблицу.
Учитель: Итак, ребята мы систематизировали все наши знания и теперь смело можем отправляться на поиски пропавших окончаний.
Нам нужно быстро и четко работать на уроке. Чтобы ускорить наши поиски мы будем работать в группах.
Любое детективное дело необходимо начать со сбора улик.
Сбор улик – задание для 1 группы.
Значение слова Улика по толковому словарю Ефремовой:
Улика - 1. То, что является прямым или косвенным доказательством чьей-л. виновности.
Суть задания: Исключить лишние слова, не касаемые безударного окончания имен существительных. (Слова лежат в шкатулке)