Актуализация раннее изученного

Орг.момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Ивановна и сегодня мы с вами  на уроке будем заниматься …

(Неожиданно раздается стук в дверь и появляется почтальон Печкин)

Постановка цели урока

Печкин: Здравствуйте, это 5 класс?

Учитель: Здравствуйте, извините, но у нас открытый урок. Пожалуйста, не мешайте нам.

Печкин: У вас своя работа, а у меня своя работа. Письмо для 5 класса. Вот и забирайте.

Учитель: Но хорошо, спасибо. Ребята нам нужно обязательно прочитать это письмо, а вдруг там, что важное.

                                           Текст письма

Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Пишут вам гласная буква е и гласная буква и. Заявляем Вам с твердой уверенностью, что сил наших больше нет жить в тетрадке у Витьки Перестукина. Он без конца ошибается в нашем написании, часто переставляет нас с места на место. И поэтому мы решили навсегда уйти из его жизни и из вашей тоже. Если вы решите нас вернуть, то ищите нас в нашей любимой стране. Мы оставляем для вас подсказки, которые помогут вам нас отыскать.

Учитель: Ребята вы хоть, что-нибудь понимаете. Кто такой Витька Перестукин?

Ответы детей. Герой повести – сказки Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Учитель: Ребята, а мне даже удалось найти тетрадь Вити Перестукина. Посмотрите, как она выглядит. Попробуем её прочитать.

Слайд

Листок из тетради Вити Перестукина.

 Ему не было и десяти лет, а он уже отлично плавал и нырял. Один уходил на лодк. далеко в мор..Это мы говорим о Борис. Петрович. Житков..Борис Житков мечтал о дальнем поход., поездк.. Его мечта сбылась. Он много путешествовал. Однажды по просьб. Корнея Чуковского он написал рассказ. Дети любят морские рассказы Житкова. В них говорится о храброст. и смелост.

Учитель: Ребята я выписала слова, в которых исчезли буквы: на лодке, в море, о Борисе Петровиче Житкове, о походе, о поездке, по просьбе, о смелости, о храбрости.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие буквы ушли из тетрадки Витьки Перестукина? В словах какой части слова? В какой   части речи? В каком числе стоят эти слова? Так, какое правило не усвоил мальчик? (составление схемы.)

Ответы детей: Ушли гласные и и е из окончаний. Видимо Витька Перестукин не выучил правило написания безударных гласных в окончании имен существительных единственного числа..

Учитель: Ребята, кто хочет вернуть  наши буквы? А зачем нам это надо?

А как вы думаете, кто занимается поиском пропаж?

Дети: сыщики, детективы.

Учитель: Я предлагаю вам сегодня поработать детективами.

А помещение в котором мы находимся будет называться детективное агентство

В этом черном ящике хранятся вещи, необходимые для детективов. Давайте определим все ли они нам будут нужны для работы (лупа, ваза, блокнот, перчатки, подсолнечное масло).

Дети выбирают необходимые вещи.

А теперь выберете карточку с изображением вещи и согласно этому займите свои места.

Итак, ребята теперь вы настоящие детективы. А какими качествами должен обладать детектив?

Дети: четкие, организованные, эрудированные, смелые и т.д.

Актуализация раннее изученного

Учитель: Итак, мы с вами отправляемся на поиски пропавших безударных букв в окончаниях имен существительных ед. числа.

 Учитель: Настоящие детективы, чтобы приступить к работе должны к ней основательно подготовиться, проверить уровень своих знаний.

 Что же должен знать настоящий детектив, чтобы найти пропавшие окончания.

Выберите те понятия, которые должен знать детектив, чтобы определить гласную в окончании имен существительных?

падежи
 

Корень слова
        

 


 

время
склонение
е   
  и
                       и

Слова-помошники
лицо


 

 

Итак, найти пропавшие окончания нам помогут такие понятия как склонение, падеж, подбор слов – помощников. (Составление схемы на доске)

Составим алгоритм нахождения безударных гласных двумя способами.

(В конвертах разрезанные компоненты алгоритма, дети показывают таблички и прикрепляют их поочередно к доске.)

 

 

Ребята, а сколько склонений существует в русском языке(3), а падежей (6)

А во всех ли 6 падежах правописание окончания вызывает сомнение?

Дети: нет только в трех – Р.п, Д.п, П.п.

 

Заполнение таблицы при помощи упражнения №1 в конверте

 

 Упражнение №1

 

Гостил у подруги (1 скл.Р.п.), подарил бабушке (1скл., Д.п), мечтал о поездке (1 скл П.п).

Отъехал от дома (2скл, Р.п, окончание другое), прицепил к хвосту  (2скл, Р.п окончание другое),

заботилась о сыне(2скл, П.п).

 Укрылся от метели (3скл.Р.п), переехал к дочери(3 скл, Д.п),   написал в тетради (3 скл., П.п)

 Ребята в ходе выполнения упр. вставляют окончание в таблицу.

 

 

Учитель: Итак, ребята мы систематизировали все наши знания и теперь смело можем отправляться на поиски пропавших окончаний.

Нам нужно быстро и четко работать на уроке. Чтобы ускорить наши поиски мы будем работать в группах.

Любое детективное дело необходимо начать со сбора улик.

         Сбор    улик – задание для 1 группы.

Значение слова Улика по толковому словарю  Ефремовой:
Улика - 1. То, что является прямым или косвенным доказательством чьей-л. виновности.  

  Суть задания: Исключить лишние слова, не касаемые безударного окончания имен существительных. (Слова лежат в шкатулке)





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: