Выделительно-ограничительные

ЛИШЬ только ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЕДИНСТВЕННО ТОЛЬКО лишь почти РАЗВЕ ЛИШЬ ЛИШЬэто задание я не смог выполнить в ходе теста. Хочу ТОЛЬКОпредупредить тебя. Яэто делаю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОради тебя. Это ЕДИНСТВЕННОправильное решение. Она ТОЛЬКО ЛИШЬо нём и говорит. Он ПОЧТИничего не ест. ОН ничего полезного не делает, РАЗВЕ ЛИШЬмолчит.

Усилительные

ДАЖЕ ЖЕ ВЕДЬ ВСЁ-ТАКИ НИ ВСЁ ВСЁ ЖЕ Вы ДАЖЕ представить себе не можете! СкажитеЖЕ что-нибудь! ВЕДЬ вы ничего не выучили! Она ВСЁ-ТАКИ не любит его. Куда НИ глянь, везде мусор. Как волка ни корми, онВСЁ в лес смотрит. Но ВСЁ ЖЕ я постараюсь хорошо закончить полугодие.

Утвердительные

ДА ТАК АГА - Он сам тебе об этом сказал? - ДА, я слышал эту историю от него. - Посмотри, я правильно нарисовал? - Верно, ТАК. - Напишешь письмо? -АГА!

Вопросительные

ЛИ РАЗВЕ НЕУЖЕЛИ ДА ДА НУ Прочитали ЛИ вы эту повесть? РАЗВЕ ты не будешь обедать? НЕУЖЕЛИты совсем не хочешь есть? - Ты с нами поедешь? ДА? - Она уже вернулась из поездки. - ДА НУ?

Отрицательные

НЕ НЕТ НИ НЕпрезирай совета ничьего, но прежде рассмотри его! НЕТ, я не сдамся! Вокруг НИ души! Не видно НИкустика!

Частицы, выражающие сомнение

ВРЯД ЛИ ЕДВА ЛИ ВРЯД ЛИ это возможно. ЕДВА ЛИ мы успеем.

Восклицательные

ЧТО ЗА КАК ЧТО ЗА прелесть эти сказки! КАКжаль ее слёз!

Формообразующие

А) ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ДА, которые образуют форму повелительного наклонения. Б) БЫ, которая образует форму условного наклонения. ПУСТЬвсегда будет солнце, ПУСТЬвсегда будет мама, ПУСТЬ всегда буду я! ДАВАЙТЕжить дружно! ДАВАЙпожмём друг другу руки! ДАздравствует солнце, ДА скроется тьма! Ты хотел БЫ поехать в Китай?

Смягчение требования

-КА Скажи-КА, сколько времени.

Готовясь к выполнению задания 23 ЕГЭ по русскому языку, необходимо хорошо знать
не только разряды местоимений и частиц, но сочинительные и подчинительные союзы, так как союзная связь тоже востребована в текстах задания, проверяющего знание выпускниками средств связи предложений в тексте.


Сочинительные союзы

(Служат для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, сложносочинённого.)

Соединительные Разделительные Противительные
И, ДА (в значении И) НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ ИЛИ, (ИЛЬ), ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО - НЕ ТО, ТО ЛИ - ТО ЛИ А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
Выражают отношения перечисления Выражают значение взаимоисключения, чередования, выбора Выражают отношения сопоставления, противопоставления, различия
Учитесь на своих ошибках, признайте их идвигайтесь дальше (Стив Джобс). Только тот по-настоящему счастлив ивелик, кому не нужно ниподчиняться, ниприказывать для того, чтобы представлять собой что-то (Иоганн Вольфганг Гёте). Превозмогать себя и воз- вращаться к должному в се- бе - тожепроявлять истинную человечность (По Кон фуцию). Вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас большую веру, такжесильнейший страх (Цезарь Гай Юлий). В следующий раз сделай илилучше, илипо-другому (Китайская мудрость). Ты либоразобьёшься, либоу тебя за спиной вырастут крылья... (Мария ЭбнерЭшенбах). Душа взвинтилась, напряглась, ждёт душа удара, и неизвестно, откуда занесен удар: то лииз тучи молнией судьба грозит, то ликто-то незнакомый смотрит ей в спину сзади (По В. Шишкову). Бабушка занята своим делом - не тоштопает, не тошьёт (Ю. Олеша). Старайтесь стать не успеш- ным, аценным человеком (Альберт Эйнштейн). Чудеса иногда случаются, нонад этим приходится слишком много работать (Хаим Вейцман). Конец жизни печален, сере- дина никуда не годится, даначало смешно (По Вольтеру). Тысячи путей ведут к заблуждению, дак истине - только один (По Жан-Жаку Руссо). Многие люди считают, что у них доброе сердце, однакона самом деле у них просто слабые нервы... (По Марии Эбнер-Эшенбах). Великий человек совершает великие дела, затохорошийчеловек делает дела на века (По Марии Эбнер-Эшенбах). Огонек интеллигентности надо поддерживать, чтение жеявляется её топливом (Д.С. Лихачёв).

Подчинительные союзы

(Служат для связи простых предложений в составе сложного, сложноподчинённого.)

Временные КОГДА, ПОКА, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, КАК ТОЛЬКО, ЕДВА, С ТЕХ ПОР КАК и др.
Условные ЕСЛИ, КОЛИ, ЕЖЕЛИ, РАЗ и др.
Причинные ИБО, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, ПОСКОЛЬКУ, ОТТОГО ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО и др.
Уступительные ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ПУСКАЙ и др.
Следствия ТАК ЧТО
Целевые ЧТОБЫ, ДАБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ и др.
Сравнительные КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО ТОМУ КАК и др.
Изъяснительные ЧТО, ЧТОБЫ, КАК

Алгоритм выполнения задания:

1. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, - с тем, которое находится до этого предложения.

2. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

 

ЗАДАНИЕ 26.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: лексические и синтаксические средства выразительности речи.

Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности Лексические средства - это тропы, а синтаксические - фигуры речи.

1. Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример употребления этого тропа в художественном тексте
ЭПИТЕТ Образное, эмоционально-оценочное определение, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Сквозь волнистыетуманы пробирается луна, на печальныеполяны льёт печально свет она. (А.С. Пушкин.)
ОЛИЦЕТВОРЕ НИЕ Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет,как дитя. (А.С. Пушкин.) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов.)
СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахарлежит. (Н.А. Некрасов.)
МЕТАФОРА Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката. (И.А. Бунин.) (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костёр заката)
МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь:

А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

Б) имя автора заменяет название его произведения;

В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте;

Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека.

Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин), то есть городпорт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.

 

Я три тарелки съел. (И.А. Крылов.)

Выпил всю бутылку.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин.) Я прочитал всего Тургенева.

Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов.)

 

Серые шлемы с красной звездоюбелой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский.)

 
 
СИНЕКДОХА Разновидность метонимии, ко­гда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: А) единственное число употребляется вместо множественного; Б) множественное число употребляется вместо единственного; В) родовое понятие вместо видового;   Г) видовое понятие вместо родового.   И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов.) Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин.)   Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский.) Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь.)
ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.В. Маяковский.) В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский.)
ЛИТОТА Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (А.С. Грибоедов.)
ИРОНИЯ Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (обращение к ослу в басне И. Крылова)
ПЕРИФРАЗА Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора. Царь зверей (вместо лев). Братья наши меньшие (вместо животные) Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов).

2. Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность

Название фигуры речи Что понимается под этой фигурой речи Пример употребления этой фигуры речи в художественном тексте
АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая,   Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)
ИНВЕРСИЯ Обратный порядок слов. Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов)
ГРАДАЦИЯ     А) ВОСХОДЯ­ЩАЯ Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.   Все разнообразие,вся прелесть,вся красотажизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой.)
Б) НИСХОДЯЩАЯ Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости. Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах (А. Белый.)
ОКСЮМОРОН Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Мёртвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более. А всё Кузнецкий мост и вечные французы.... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С.Грибоедов.) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.
АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. Жди меня, и я вернусь. Толькоочень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дождиу Жди, когда снега метут, Ждиу когда жара, Ждиу когда других не ждут, Позабыв вчера, (К. Симонов.)
ЭПИФОРА Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций. Я не знаю, где границаМежду Севером и Югом, Я не знаю, где границаМеж товарищем и другом! (М.Светлов.) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь.)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. Что день грядущий нам готовит?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам. Люди мира, бережно относитесь к природе! Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин.)
ЭЛЛИПСИС Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. Мы сёла - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский.)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Казалось, всё в природе уснуло: спалатрава, спалидеревья, спалиоблака!
ВОПРОСНО- ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
СИНТАКСИЧЕ СКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Ю. Лермонтов.) В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут. (А.С. Пушкин.)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Перечисляемые действия, предметы, признаки. Были это весёлые, сильные и смелые люди! (М. Горький.)

3. Звукопись - игра звуками для усиления выразительности.

АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Некрасов.)
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных. Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин.)

 

Примечания:

В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении); Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации. (М. Шолохов.)

Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов.)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. (А. Блок.). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок.)

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.

Алгоритм выполнения задания:

1) Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.

2) Вспомните, что означает каждый из этих терминов.

3) Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нём.

4) В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос...»).

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТРЕНИНГИ К ЗАДАНИЯМ 22-26 Текст № 1

ПИСЬМО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ ВСЕМ ДЕТЯМ... И ВЗРОСЛЫМ

(1)Милые дети!

(2)Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы - люди или нелюди, - как мы. (3)Но говорят: что вы есть, что вы - особая порода, ещё поддающаяся воздействию.

(4)Потому:

-(5)Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.

-(6)Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!

-(7)Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.

(8)Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. (9)Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.

(10)Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении:

1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно -

2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам: по половинке на каждого - или же на худой конец - не видьте смешного в смешном!

(11)Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! (12)Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) - отвечайте: «А я - кто!»

(13)Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».

(14)Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.

(15)Кроме того, для вас они - родители, для самих себя - я. (16)Не исчерпывайте их - их родительством.

(17)Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (своих) сорока лет. (18)А тогда - рука не поднимется!

(19)Увидя на дороге камень - уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе - в другом!) уберите.

(20)Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. (21)Стыдитесь - не уступить!

(22)Не отличайте себя от других - в материальном. (23)Другие - это тоже вы, тот же

вы. (24)Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.

(25)Не торжествуйте победы над врагом. (26)Достаточно - сознания. (27)После победы - протяните руку.

(28)Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут - свой останется.

(29)Книгу листайте с верхнего угла страницы. (30)Почему? (31)Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.

(32)Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени.

(33)Когда вам будут говорить: «Это - романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает; что люди берут (и даже дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!) - слово, смысла которого они не знают.

(34)Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского: «Романтизм - это душа». (По М. Цветаевой.)

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Можно ссылаться на «немодно», нельзя на: «неблагородно».

2) Увидя на дороге камень - обойдите его, а не то расшибёте себе нос.

3) Не отличайте себя от других - в материальном, потому что другие - это тоже вы, тот же вы.

4) Нельзя иронически отзываться о близком при других, даже о любимом животном, потому другие уйдут, а близкие останутся рядом.

5) Необязательно после победы над врагом протягивать ему руку.

Ответ: _______

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 7 содержится ответ на вопрос предложения 6.

2) В предложение 10-12 представлено рассуждение.

3) В предложениях 23 и 24 указана причина утверждения, содержащегося в предложении 22.

4) В предложение 25-28 представлено повествование.

5) Предложение 33 содержит рассуждение.

Ответ: _______

24. Из предложений 22-32 выпишите книжное слово со значением «колко, ехидно, язвительно, насмешливо, сардонически, с подковыркой».

Ответ: _______

25. Среди предложений 5-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: _______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Обращаясь в своём письме к детям, Марина Ивановна Цветаева пишет в

1938 году послание, которое не утратило своей актуальности и по сеи день. Акцентируя своё внимание на том, как поступают настоящие люди, русская поэтесса Серебряного века, прозаик, сквозь столетие доносит до нас свои наставления. Она словно призывает нас: «Бойтесь быть нелюдями». Для того чтобы ярче донести до читателей свои мысли, М.И. Цветаева использует такой приёмы, как (А)___(предложение 12) и (Б)___(предложения 20-21 и 25-26). Делает текст более доступным для восприятия использование таких синтаксических средств, как (В)___(предложения 30-31) и (Г)___(предложение 34)».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) парцелляция

7) фразеологизм

8) цитирование

9) вопросно-ответная форма изложения

Ответ:

А Б В Г
       

ЗАДАНИЯ 22-26 К ТЕКСТУ № 2

Текст № 2

ИЗ ПИСЬМА АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА БРАТУ НИКОЛАЮ

(1)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным... (2)Нельзя зарывать свой талант в землю. (З)Именно талант занёс тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но... тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и теми, кто таковыми не является. (4)Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. (5)Победить её трудно, ужасно трудно.

(6)Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

(7)Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... (8)Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нйбудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! (9)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жильё посторонних...

(10)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (11)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

(12)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

(13)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (14)Не лгут они даже в пустяках. (15)Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. (16)Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... (17)Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... (18)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

(19)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. (20)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (21)Они не говорят: меня не понимают!..

(22)Они не суетны. (23)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

(24)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (25)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

(26)Они воспитывают в себе эстетику. (27)Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. (28)Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... (29)Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали... (30)Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность... (31)Они не трескают походя водку, ибо они знают, что они не свиньи.

(32)Чтобы воспитаться, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... (33)Тут дорог каждый час... (По А.П. Чехову.)

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Воспитанные люди не всегда должны быть снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы и не всё прощать.

2) Если это необходимо, даже воспитанный человек может солгать в пустяках.

3) Для воспитания себя нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля.

4) Чтобы добиться сочувствия и помощи, можно иногда сыграть и на струнах чужих

душ.

5) Воспитанные люди не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.

Ответ: _______

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 представлено повествование.

2) Предложения 29-31 содержат рассуждение.

3) Содержание предложений 7, 8, 9 противоречит содержанию предложения 6.

4) В предложениях 13-18 представлено повествование.

5) Предложения 19-21 содержат описание.

Ответ: _______

24. Из предложений 7-18 выпишите фразеологизм со значением «действовать разумно и осмотрительно, подчинять чувства своей воле, сохранять самообладание, контролировать свои чувства и эмоции».

Ответ: _______

25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи частицы и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) пред- ложения(-ий).

Ответ: _______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «В своём письме к брату Николаю, написанном в 1886 году, Антон Павлович Чехов размышляет о том, как должен себя вести воспитанный человек. Ярко донести свои мысли писателю помогает использование не только такого лексического средства, как (А)___(предложение 2), но и тропа (Б)___(«плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках» в предложении 4). Акцентировать внимание на образе по-настоящему интеллигентного человека помогают стилистический приём (В)___(предложения 10-13) и синтаксическое средство (Г)___(предложение 27)».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) анафора

7) фразеологизм

8) эпитет

9) односоставные неопределённо-личные предложения

Ответ:

А Б В Г
       

ЗАДАНИЯ 22-26 К ТЕКСТУ № 3

Текст № 3

(1)Тыловая железнодорожная станция на пути к фронту. (2)Водонапорная башня. (3)Два прямых старых тополя. (4)Низкий кирпичный вокзал, опоясанный густыми акациями.

(5)Воинский эшелон останавливается. (6)К вагону с кошёлками в руках подбегают двое поселковых ребятишек.

(7)Лейтенант Мартынов спрашивает:

-(8)Почём смородина?

(9)Старший отвечает:

-(10)С вас денег не берём, товарищ командир.

(11)Мальчишка добросовестно наполняет стакан верхом, так что смородина сыплется на горячую пыль между шпал. (12)Он опрокидывает стакан в подставленный котелок, задирает голову и, прислушиваясь к далекому гулу, объявляет:

-(13)"Хенкель" гудит... (14)Ух, ух! (15)Задохнулся. (16)Вы не бойтесь, товарищ лейтенант, вон они наши пошли истребители. (17)3десь немцам по небу прохода нет.

(18)Мальчишка берёт братишку за руку и, шагая к тронувшимся вагонам, протяжно и снисходительно ему рассказывает:

-(19)Мне один командир за стакан смородины бумажку трехрублёвую на ходу-подал. (20)Ну, я за вагоном, бежал, бежал. (21)Но всё-таки бумажку в вагон сунул.

-(22)Вот... - одобрительно кивает головой его брат. - (23)Тебе что! (24)А он там на войне пусть квасу или ситра купит.

-(25)Вот дурной! - ускоряя шаг и держась вровень с вагоном, снисходительно говорит старший. - (26)Разве на войне это пьют? (27)Да не жмись ты мне к боку! (28)Поджилки трясутся? (29)Не крути головой! (30)Это наш «И-16» - истребитель, а немецкий гудит тяжко, с передыхом. (31)Война идёт на второй месяц, а ты своих самолётов не знаешь.

(32)Дети! (33)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(34)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны.

(35)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.

(36)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(37)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (38)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(39)Перед боем на берегу одной речки встретил я недавно парнишку.

(40)Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев.

(41)Спрятавшись в кустах, он сидел в трех шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чём-то, держа перед собой карту.

(42)Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел.

(43)Я у него спросил:

-(44)Погоди! (45)Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, это же для нас очень важно.

(46)Паренёк удивился:

-(47)Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

(48)3наю, что не по-турецки. (49)Ты сколько окончил классов? (50)Девять? (51)Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

(52)Он уныло и огорчённо развел руками:

-(53)Эх, товарищ командир! (54)Кабы я про эту встречу знал раньше...

(55)Пройдут годы. (56)Вы станете взрослыми. (57)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные дни для Родины, вы не болтались под ногами, не сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране в ее тяжёлой и очень важной борьбе с человеко-ненавистным фашизмом. (По А. Гайдару.)

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) На железнодорожной станции мальчик с братиком отдавали смородину бойцам даром и возвращали деньги, когда они им пытались заплатить.

2) Даже малыши через два месяца после начала войны могли отличить по гулу наши самолёты от немецких.

3) Мальчик специально пошёл в расположение немцев, чтобы отыскать свою корову.

4) Паренёк был расстроен оттого, что не смог передать смысл разговора немцев, потому что плохо знал немецкий язык, видимо, не очень усердно учил его в школе.

5) Мальчик не смог понять смысл разговора немецких командиров, потому что они говорили очень тихо.

Ответ: _______

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложениях 1-4 содержат описание.

2) В предложениях 5-12 представлено повествование.

3) В предложениях 32-34 представлено рассуждение.

4) Предложения 40-42 содержат рассуждение.

5) В предложениях 55-57 представлено повествование.

Ответ: _______

24. Из предложений 41-57 выпишите два фразеологических оборота со значениями «являться помехой в чём-либо для других», «ничего не делать, бездельничать».

Ответ: _______

25. Среди предложений 5-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложе- ния(-ий).

Ответ: _______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Создавая свой фронтовой очерк, опубликованный в «Комсомольской правде» 21 августа 1941 года, Аркадий Гайдар хотел обратить внимание на положение, состояние, поведение детей во время Великой Отечественной войны, которые очень остро переживали все страшные события и стремились принимать участие в них по мере своих сил. Для того чтобы ярче описать то место, где происходят события, и сделать более доступным для восприятия текст, писатель использует такие синтаксические средства, как (А)___ (предложения 2, 3, 4) и (Б)___(предложение 12), а также лексическое средство (В)___ (предложение 28) и приём (Г)___(предложения 20-21)».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) парцелляция

7) фразеологизм

8) эпитет

9) односоставные назывные предложения

Ответ:

А Б В Г
       

ЗАДАНИЯ 22-26 К ТЕКСТУ № 4

Текст № 4

(1)Как трудно быть истинно благодарным, т.е. принести пользу своею благодарностью тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в виде самых отвратительных гадин. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но, увы, на деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе старого сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

(4)Правда, во всей моей жизни я нахожу не более трёх случаев такого долга. (5)Самый священный долг, оставшийся не так выполненным, как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, был долг благодарности к моей матери и двум старшим сестрам. (6)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами, старались изо всех сил. (7)Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать и сестры принялись за мелкие работы, работали не покладая рук. (8)Одна из сестёр поступила надзирательницею в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

(9)Переехав через год из дома дяди Андрея Филимоновича на наёмную квартиру, мать решила отдавать одну половину квартиры в наймы нахлебникам. (10)Один, и очень порядочный, человек скоро нашёлся. (11)Это был студент математического факультета Жемчужников.

(12)Уроков я не мог давать, - одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперед часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я на себя работал, и ещё менее того, чтобы я сделался стипендиатом или казеннокоштным; куда это - и руками, и ногами против казённых обязательств! (13)Это считалось как будто чем-то унизительным: «Ты будешь, - говорилось, - чужой хлеб заедать: пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем». (14)Так и перебивались, бились, как рыба об лёд. (15)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции. (16)Когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старого фрака какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.

(17)Как я или - лучше - мы пронищенствовали в Москве во время моего студенчества, это для меня остается загадкою. (По Н.И. Пирогову.)

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) После смерти отца близкие учёного содержали его своими трудами.

2) Одна из сестёр Н.И. Пирогова владела благотворительным детским заведением в Москве и раз в год выделяла некоторую сумму на содержание семьи.

3) Студент математического факультета Жемчужников купил у мамы учёного полквартиры.

4) Только после того как Н.И. Пирогов сделался стипендиатом, он начал давать уроки, чтобы помочь семье.

5) Н.И. Пирогов считал долг благодарности к матери и двум старшим сестрам - священным долгом, потому что они всегда помогали ему в трудных жизненных обстоятельствах.

Ответ: _______

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено повествование.

2) В предложениях 4-6 содержится описание.

3) Предложение 8 иллюстрирует содержание предложения 7.

4) Предложение 10 называет причину того, о чём говорится в предложении 9.

5) Предложение 16 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 15.

Ответ: _______

24. Из предложений 14-16 выпишите фразеологический оборот со значением «безрезультатно чего-либо добиваться, как правило, улучшения материального положения, бедствовать, терпеть крайнюю нужду».

Ответ: _______

25. Среди предложений 7-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) пред- ложения(-ий).

Ответ: _______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «В «Дневнике старого врача» замечательный учёный Николай Иванович Пирогов размышляет над очень многими вопросами и, в частности, о благодарности. Он вспоминает о том, с какими трудностями сталкивались его близкие, какие усилия прилагали для того, чтобы содержать его после смерти отца, как нищенствовала семья во время его студенчества. Придаёт яркость его воспоминаниям использование таких лексических средств, как (А)___(«старались изо всех сил» в предложении 6 и «работали не покладая рук» в предложении 7), (Б)___(«отвратительных гадин» в предложении 2), также тропа (В)___(«роясь в хламе старого сердца» в предложении 3) и синтаксического средства (Г) (предложение 15)».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) гипербола

7) фразеологизм

8) эпитет

9) вводные слова

Ответ:

А Б В Г
       

ЗАДАНИЯ 22-26 К ТЕКСТУ № 5

Текст № 5

(1)Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел Пушкина. (2)У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущённый тем вниманием, которое ему оказывало общество. (3)Уверяю вас, что на этого человека я глядел, как на чудо. (4) Пройдет лет пятьдесят - шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни, будут также глядеть, как на чудо. (5)И потому я считаю не лишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого.

(6)Сергей Яковлевич Елпатьевский предупредил меня, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. (7)Ясно помню чудесное утро, весёлый ветер, море - беспокойное, сверкающее - и пароход «Святой Николай», куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича. (8)Он приехал в двуконном экипаже с поднятым верхом.

(9)Меня ему представили. (10)Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. (11)Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. (12)Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. (13)Помню его утомлённый, старческий, тонкий голос. (14)И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. (15)Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъём лебедки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе.

(16)3десь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской причёске за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. (17)В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошёл на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нём никакого представления. (18)Он шёл, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. (19)В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: «Се бо идет царь славы». (20)И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, - это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.

(21)Потом прошло еще пять минут. (22)Приехали новые знакомые Льва Николаевича, и я увидел нового Толстого - Толстого, который чуть-чуть кокетничал. (23)Ему вдруг сделалось тридцать лет: твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры. (24)С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот:

-(25)Вы знаете, я на днях был болен. (26)Приехала какая-то депутация, кажется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представлялись мне, проходя пред окном... и вот... (27)Может, вы помните у меня в «Плодах просвещения» толстую барыню? (28)Может быть, читали? (29)Так вот она подходит и говорит: «Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу...» (30)Я уже вижу по её глазам, что она ничего не читала моего. (31)Я спрашиваю: «Что же вам особенно понравилось?» (32)Молчит. (33)Кто-то ей шепчет сзади: «Война и мир», «Детство и отрочество»... (34)Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: «Ах да... Детство отрока... Военный мир... и другие...»

(35)Я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей - это жить в то время, когда живёт этот удивительный человек. (36)Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. (37)Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном русском языке. (38)Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и Милку, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и «круглого» Платона Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков - что этот многообразный человек, таинственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться - есть истинный, радостно признанный властитель. (39)И что власть его - подобная творческой власти Бога - останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете. (По А.И. Куприну.)

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Самое яркое воспоминание А.И. Куприна от встречи с Л.Н. Толстым - это цвет его глаз.

2) Поразило и А.И. Куприна и то, что Л.Н. Толстой был громадного роста.

3) Л.Н. Толстой шёл среди толпы, стараясь слиться с ней, неуверенно, никто не давал ему дороги.

4) Одна из представительниц депутации из Тамбовской губернии не читала книг Л.Н. Толстого и не могла верно назвать ни одного из его произведений.

5) На протяжении того времени, что А.И. Куприн наблюдал за великим писателем, он постоянно менялся: то производил впечатление старого и больного человека, то казалось, что ему тридцать лет: твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры.

Ответ: _______

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-2 содержат описание.

2) Предложение 4 называет причину того, о чём говорится в предложении 5.

3) Предложения 11-14 содержат описание.

4) В предложениях 17-18 представлено повествование.

5) В предложениях 26-34представлено рассуждение.

Ответ: _______

24. Из предложений 35-39 выпишите книжное слово со значением, «связанным с истолкованием одной из предполагаемых процедур преодоления физической смертности человека».

Ответ: _______

25. Среди предложений 16-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложе- ния(-ий).

Ответ: _______

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Рассказывая о своих впечатлениях после встречи с Л.Н. Толстым, Александр Иванович Куприн не устаёт восхищаться гениальным творцом. Описывая свою встречу с ним, писатель размышляет о глубоком воздействие таланта и о его значимости для всех людей. Акцентируя внимание читателей на своих размышлениях, А.И. Куприн использует тропы: (А)___(«маленького роста, некрасивый, вертлявый» в предложении 2 и «твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры» в предложении 23), (Б)___(«толпа хлынула» в предложении 16) и (В)___(«как на чудо» в предложении 3), использование такого приёма, как (Г)___(предложения 11-13), усиливает эмоциональность восприятия».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) анафора

7) фразеологизм

8) эпитет

9) односоставные неопределённо-лич-ные предложения

Ответ:

А Б В Г
       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: