Константин Дмитриевич Ушинский

Мохова Лада 19ИПД1

Тезисный план по разделу «вторая половина 19 века» в части «Проза в детском чтении»

Федор Михайлович Достоевский

Ф.М.Достоевский (1821-1881) начинал писать как гоголевский «натуральной школы», сторонник идей В.Г.Белинского. В его произведениях человеческая жизнь предстает как неустанный труд души, постигающей Добро и Зло. Художественный мир Достоевского может показаться слишкоммрачным, но стоит обрадить внимание на преобладание «светлых» образов в системе героев практически каждого произведения и на то, что писатель всегда вел повествование к победе естественной нравственности над искуственными установлениями общества.

Уже при жизни Достоевского в круг чтения детей и подростков вошли его так называемые маленькие романы — «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «»Неточка у Христа на елке», «Мужик Марей». К ним добавились отрывки из больших романов, например о детях семьи Мармеладова («Преступление и наказание»). До настоящего времени эти сюжеты и герои не имеют себе равных по силе воздействия на сердце и ум юного читателя.

На всю жизнь писатель сохранил уважение к книгам, прочитанным им в детские годы.

Страницы прозы Достоевского,посвященные теме детства, несколько напоминают сентиментально-нравоучительную детскую беллетристику, которая до сих пор популярна у читателей всего мира. Приемы сентиментально-нравоучительной литературы заставляют читателя переживать вмесете с героем сильное эмоциональное потрясение, не стыдится слез сочувствия герою, а главное, жить по прочтении книги иначе — лучше, чище, труднее. «Детская»проза Достоевского разительно отличается по своему художественному качеству от потока слащавых подделок, которые портят репутацию сентиментально-нравоучительной литературы.

Высоко ценя детство, Достоевский был правдив в изображении детских характеров. Чаще всего писатель говорил о трудных детях или о трудных, переломных моментах в жизни, обнажающих основу личности. Писал он и о тех, кто вставал на криминальный путь. Писатель не обвинял детей, но всегда подчеркивал ответственность взрослых и вину лицемерного общества. Он открыл взрослому читателю забытые им тайны детства. Оказалось, что детское сердце замыкается, когда оно испытывает боль, и ребенок по-своему объясняет причины этой боли, и взрослому нужно быть очень чутким, чтобы не нарушить целомудренной тайны ребенка и все же помочь ему. Что даже на преступление ребенок идет, мечтая тем доказать свое право на любовь. Что самый благополучный ребенок все же нуждается в слезах любви-страдания к другому существу.

Роман «Неточка Незванова» (1849, остался незавершенным из-за ареста по делу петрашевцев, вторая редакция — 1860) относится к ряду произведений о «мечтателях». «Мечтатели» — это те, кто в страхе перед тяжелой, враждебной действительностью «спешит забиться в свой заветный золотой уголок, который на самомделе часто запылен, неопрятен, беспорядочен, грязен; в таких людях мало-помалу притупляется «талант действительно жизни»» («Белые ночи»). «Неточка Незванова» — история женщины, начатаяс детских лет.

Роман состоит из двух частей. Первая часть — история семьи Неточки — занимательна своей почти «готической» фабулой, но большая глубина достигнута во второй части, описывающей житье Неточки в княжеском доме. Вторая часть с поясняющим предисловием в детских изданиях представлена как отдельная новелла и предложена читателям среднего школьного возраста.

В целом роман сочетает в себе реалистические «диккенсовские» краски и приемы «страшно» романтической новеллы в духе Э.Т.А.Гофмана и Э.По. Писатль объективно отобразил социальную этику современников, выделил «жесткие» психологические ситуации, резко очертил характеры, создал атмосферу тайны. Прием антитезы доминирует в романе. Это более сложная антитеза, тяготеющая к диалектике перехода одного в другое, перехода-скачка, происходящего после медленно растущего напряжения обоих объектов. Полифонизма, характерного для большинства романов писателя, в «Неточке Незвановой» еще нет, это произведение экспериментальное. Но и здесь элементы диалогизированного повествования взрывают традиционную для просветительского романа монологичность. Драматизм заключается в том, что идет процесс борьбы и узнавания другого, чужого «я». Этот процесс накладывается на другой — узнавание окружающего мира, меняющихся условий существования. Отсюда — особая, до крайней степени доходящая напряженность повествования.

К «мечтателям» относится и одиннадцатилетний мальчик из рассказа «Маленький герой» (написан под заголовком «Детская сказка» в 1849 году, опубликован в 1857 году под настоящим названием). Рассказ создавался в камере Петропавловской крепости. Тема бескорыстной любви, рыцарственного служения Даме, типичная для баллад Шиллера и переводов Жуковского, получила неожиданно мягкое освещение с чуть сквозящей иронией и грустью благодаря особому приему повествования — детского воспоминания рассказчика. В рассказе есть недостатки — длинноты в описаниях, схематически начертанные образы взрослых, однако цепь эмоционально насыщенных, с яркими деталями картин, исповедальная искренность рассказчика заставляют забыть о них. «Маленький герой» — редкий в круге чтения детей и подростков рассказ о первой любви, с желанными в этом возрасте героико- романтическими мотивами, написанный от первого лица так честно, что драма расставания с «первым детством» кажется живым психологическим этюдом.

Именно дети, по Достоевскому, первыми стремятся к гармонии и, как результат, осмеливаются принять истину, какой бы они ни была.

 

Константин Дмитриевич Ушинский

К.Д.Ушинский (1824-1870) — выдающийся педагог и детский писатель.

Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практической педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женского образования.

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыслил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). В ней язык объявляется самым действенным средством воспитания.

Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеждений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

Цель книги «Детский мир и хрестоматия» (1861) — дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей.

Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Так же как «Детский мир...», «Родное слово» сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитревич отводил исключительную важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах.

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация — все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах. Но Ушинский не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, напрвленным на духовное развитие (рассказ «О человеке»).

Особая ценность его рассказов о природе, о животных состоит в том,что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полная тайн.

Произведения Ушинского о детях отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он высоко ценил оэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни». Ушинский придавал большое значение языку своих сказок и рассказов. Он «старался излагать избранные...предметы языком простым», но никогда не подделывался под детский лепет.

Книги К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: