Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Д.Н.Мамин (1852 — 1912) родился и вырос в небольшои заводском поселке Пермской губернии (Сибиряк — это его литературный пседоним). Главной темой его рассказов был контраст между могучей природой и бесравием, нищетой уральцев.

 От отца-священника он унаследовал склонность к педагогике и выработал продуманные взгляды на воспитание детей, на детскую литературу. Мировоззрение писателя близко традициям русского просветительства. Большое влияние на него оказали выдающиеся русские демократы Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Салтыкрв-Щедрин.

Его первый рассказ для детей «Емеля-охотник» (1884) был отмечен премией Фребелевского педагогического коммитета. В 90-х годах Мамин-Сибиряк создал более шестидесяти рассказов и сказок.

Мамин-Сибиряк считал, что главная задача литературы — готовить молодые поколения к борьбе с общественным злом.

Писатель не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни, но умело охранял детскую душу от жестоких потрясений. Любить изнь вопреки ее темным сторонам, верить в добро и надеятся на лучшее — таковы в самом общем виде заповеди писателя.

Рассказы и сказки Мамина-Сибиряка для детей отличаются глубоким реализмом, живостью мыслей и чувств, богатством нравственного содержания. Они давно вошли в классический круг детской литературы. В его творчестве охвачены интересы читателей всех возрастов: сказки — для самых маленьких, рассказы — для старших детей и подростков, романы — для юношества.

«Уральские рассказы» Мамина-Сибиряка — большой цикл, в котором развиваются две темы: взаимоотношения человека с природой и общественное зло.

Конфликты его рассказов остры, нередко трагичны. Однако тон повествований о природа чаще всего спокоени светел, а рассказы о детях-тружениках мрачны.

В рассказах Мамина-Сибиряка природа Урала и быт уральцев неразделемы. Природа не фон для действия — она живет своей жизнью, вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-охотник» (1892) читатель открывает; как у людей, так и у зверей действует благородный закон — жертвовать жизнью ради детей.

Великолепно мастерство описаний у Мамина-Сибиряка, будь то пейзаж, портрет или интрьер. Никакой приблизительности, обобщенности пейзажа — все детали конкретны, выпуклы, складываются в картину живую и достоверную. Автор добивается эффекта «присутствия»: читатель как будто видит картину собственными глазами, ощущает атмосферу изображенного места.      

«Аленушкины сказки» (1894 — 1897) писались Маминым-Сибиряком для его маленькой дочери Елены, которая был серьезно больна. Девочку ждала трудная судьба. «Аленушкины сны» полны оптимизма, светлой веры в добро.

«Сказка про храброго зайца Длинные Уши — Косые Глаза — Короткий Хвост» (1894) и «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишку — Короткий Хвост» (1895) созданы в традициях народных сказок о животных. Герои в них очеловечены, а характеры обрисованы как самобытные, «личностные», что отличает их от фольклорных героев — всегда обобщенно-типизированных.

Сила духа важнее силы физической — учит ребенка писателя.

Особый интерес представляет «Присказка» — яркий образец «Мамина слога», как называли современники стиль детских сказок писателя.

Помимо «Аленушкиных сказок» Мамин-Сибиряк написал еще целый ряд сказок, многообразных по темам и стилю. Большая их часть посвящена жизни природы. Основу всех сказок составляет собственная его позиция.

Сказки Мамина-Сибиряка — характерный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно важных вещах, которые неврзможно объяснить на языке абстракций. Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами божьей коровки, козявочки, мухи, собаки, воробья, утки, чтобы обрести истинно человеческие мировоззрение. Как и народные, эти сказки знакомят ребенка со сложными законами бытия, объясняют преимущества и недостатки той или иной жизненной позиции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: