Лев Николаевич Толстой

Л.Н.Толстой (1828 — 1910) — крупнейший мыслитель, писатель реалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно.

В детское чтение перешли первые же произведения Толстого. «Детство», «Отрочество» и «Севастопольские рассказы». «Детство» и «Отрочество» — ярчайшие образцы реалистической повести о детстве. Толстой показал зарождение духовных способностей ребенка, психологические черты возраста, тонкость и чуткость в восприятии мира.

Исследование человеческой души от самых истоков, начиная с детства, — такую грандиозную задачу поставил перед собой писатель, задумав в 1850 году, когда ему было всего 23 года, роман «Четыре эпохи развития» («Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость»). Повесть «Детство» была закончена в 1852 году, замысел «Молодости» остался неосуществленным.

Понять, что есть человек, можно, обратившись к той поре жизни, когда чувства и мысли были еще не скованы всякого рода условностями, считал Толстой. Ребенок тянется к самоанализу, размышляет над тем, что же такое он сам и окружающие его люди. Вот в это время наиболее плодотворно внимание к нему.

Сложную душевную жизнь героя трилогии Николеньки Иртеньева, за которой пристально наблюдает писатель, Чернышевский назвал «диалектикой души». Это послужило определением и одной из важнейших особенностей таланта Толстого.

Уже в «Детстве» получили художественное воплощение взгляды Толстого на воспитание детей. Толстой категорически отвергает как средство воспитания насилие, подавление воли, унижение человеческого достоинства. Самым лучшим видом воспитания он называет домашнее, материнское. Обучение должно быть поэтапным.

Работая в Яснополянской школе, Толстой начал писать произведение для детей. В них отразилось его общение с учениками, а также изучение фольклора. Как и школу, он создавал эти произведения в противовес «официальной» детской литературе, которая и по содержанию, и по языку вызывала его резкое осуждение.

В 1872 году вышла «Азбука» Толстого в четырех книгах — результат 14-летнего труда. Критика встретила этот труд сурово, что писатель снова начал над ним работать. Он заново переписал собственную «Азбуку», назвав ее «Новая азбука», а материалы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». Труд был завершен в 1875 году, причем для него было создано более ста новых рассказов и сказок. Толстой надеялся, что по «Азбуке» будут учиться два поколения русских детей — от царских до мужицких. Действительность превзошла «гордые мечты»: по его книгам учились не два, а несколько поколений.

Создавая свои произведения, он в первую очередь заботился о том, чтобы сюжет их был занимателен, но прост, чтобы они соединяли в себе поучительность и познавательность. При выборе сюжетов для своих рассказов писатель чаще всего использовал произведениями античной литературы и устным творчеством разных народов. 

При всем многообразии содержания «Русские книги для чтения» отличаются единством стиля. Толстой пришел к утверждению, что стиль должен быть «определенным, ясным, и красивым, и умеренным». В рассказах для детей ему удалось осуществить стремление к созданию произведения «чистого», «изящного»,где «не было бы ничего лишнего». Эти рассказы переделывались по десят раз, как признавался автор.

Эстетические принципы, выработанные Толстым в расскзах для дете, оказали затем воздействие на стиль всех его произведений.

Была тщательно продумана Толстым и композиция «Новой азбуки». Вначале идут рассказы-миниатюры, а последующих произведения — сказки, былины, басни, в которых смысл углубляется, расширяется содержание. Лексика и стиль меняются: сохраняя прежнюю простоту, они побуждают ребенка к более сложной психической работе. Самые известные произведения для дошкольников из этой книги — «Три медведя», «Корова», «Филипок».

Толстой считает наиболее удачным произведение, в котором «вывод — нравственный или практический, — который вытекает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». Толстой был уверен, что дети любят умную мораль. Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах.

Басни Толстого в «Новой азбуке» и в книгах для чтения предлагают маленькому читателю мораль в более открытом виде. Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского народа, что особенно привлекало Толстого и как педагога, и как писателя. Толстой стремиться к тому, чтобы многовековой опыт народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания писателя.

Басни Толстого заслуживаютопределений типа: «энциклопедия народной нравственности», «энциклопедия народной мудрости».

В сказках Толстой старается внушить детям те понятия, которые будут важны и во взрослой жизни. Исследователи порой упрекали Толстого за обработку зарубежных сказок, которые превращались в русские. Например, сказка Андерсена «Новое платье короля», получившее название у Толстого «Царское новое платье», лишилась сатирической едкости, присущей оригинальностью. Толстому было важно выявить моральную сторону сказки.

Но когда Толстой создавал познавательнуюсказку, то пытался сохранить колорит страны, в которой происходит действие. Так, в сказке «Золотоволосая царевна» рассказывается о выделке шелка при помощи шелковичных червей. Автор также снабжает сказку примечаниями для маленького читателя.

Точная, конкретная образность сохраняется у Толстого и в научно-познавательных рассказах «Азбуки», и в книгах для чтения. Методика его была строго научной: знания он преподносил читателям с постепенным нарастанием их сложности. От мини-рассказов ребенок движетсяк более глубокому взгляду на явления окружющего мира. В резудьтате книга дает определенную систему знаний.

Толстому в полной мере удалось осуществить такое ограниченное слияние научности и художественности. Писатель считал, что детям следует давать лишь те знания, которые они сами могут проверить «на видимых явлениях», т. е. знания должны иметь практическую направленность.

Методы и приемы, которые использовал Толстой для изложения познавательного материала, весьма разнообразны. Например, рассказ «Отчего потеют окна и бвает роса?» написан в виде рассуждения. Поэтому кажется, что Толстой видел перед собой полные любопытства детские глаза, когда писал эти строки.

Знания о явлениях природы писатель старается закрепить с помощью художественных образов. Характерен в этом смысле рассказ «Солнце — тепло», где дан поэтический образ могучего и благотворного светила, дающего жизнь всему на Земле.

Толстой внес свой вклад и в развитие зоологической беллетристики. Животные в его многочисленных рассказах не очеловечиваются. Животные дажемогут дать людям урок гуманности. Но полностью отсутствуют у Толстого сентиментально- слезливые описания бедных птичек, кошечек и собачек.

Широко известен рассказ Толстого «Лев и собачка». Чрезвычайно сильное эмоциональное напряжение создано в нем драматизмом и необычностью ситуации.

Такой рассказ, прочитанный в детстве, оставит в душе человека след на всю жизнь.

Своеобразен взгляд Толстого на популяризацию исторических знаний. Он был уверен, что историю как науку в школе преподавать не следует, а нужно лишь «возбуждать чувство». Давать детям впечатление от исторических событий. В повести «Кавказский пленник», напечатанной в четвертой «Русской книге для чтения», нашли воплощения эти мысли.

Нравственное совершенствование человека — главная идея Толстого — писателя, философа, педагога. Она находила воплощение и в его учительской деятельности, и в произведениях, создаваемых им для детей. Толстой был убежден, что воспитывать следует на примерах справедливости, добра, милосердия, уважения как к старшим, так и к младшим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: