Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функционировании и развитии общества, установлении правового порядка.
Правосознание оказывает существенное влияние на все другие элементы правовой системы: правотворчество, правоприменение, правоисполнение.
Структурные элементы правосознания:
- идеологическая основа – правовые взгляды, убеждения, понятия, теории, идеи;
- психологическая основа – правовые чувства, эмоции, настроения; отношение к знанию о праве
- поведенческая основа – мотивы, побуждающие к правомерному или противоправному поведению
Формы (виды) правосознания:
- по субъектам:
× индивидуальное
× групповое
× общественное
- по глубине отражения действительности:
× обыденное (эмпирическое, бытовое) - значительный объем правовой психологии, хаотично и разрозненно, нередко ошибочно
× профессиональное
× научное
Функции правосознания:
- познавательная (гносеологическая) – способствует изучению права
- прогностическая – определение модели будущего поведения
- регулирующая – оказывает влияние на поведение людей
- воспитательная – вырабатывает положительное или отрицательное отношение к закону
Правотворчество: понятие, виды, принципы
Правотворчество – установление, изменение, отмена правовых норм, регулирующих общественные отношения.
Формы правотворчества:
ü Уполномоченными на то государственными органами (центральный и локальный уровни)
ü Посредством референдума
ü Судебными органами – прецедентная система
ü Основанное на религиозных канонах (Мусульманские страны – Ирак, Йемен)
Правотворчество
Правотворчество | ||
Собственно государственное | Санкционированное | Делегированное |
Предоставление права на принятие НПА негосударственным организациям (например, органам МСУ) | Высший представительный орган уполномочивает президента/правительство/иные органы принимать вместо него акты законодательного характера (Италия, Франция) ! Общефедеральному правотворчеству РФ не свойственно, но возможно на уровне субъектов |
Принципы правотворчества:
1. Демократизм (активное участие представителей общества в правотворческой деятельности)
2. Законность и конституционность (строгое и неуклонное следование законам и конституции)
3. Научная обоснованность (предполагает объективный анализ потребностей общества путем их удовлетворения; важен учет социальной и экономической ситуации в стране)
4. Гуманизм (направленность издаваемых НПА на защиту прав и свобод граждан)
5. Профессионализм (обязательное участие квалифицированных высокопрофессиональных специалистов)
6. Постоянное техническое совершенствование принимаемых актов
Законотворческий процесс
1. Законодательная инициатива - официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.В разных странах решается по-разному: во Франции оно принадлежит премьер-министру и членам парламента, в ФРГ – Федеральному правительству, членам Бундестага, Бундесрату (верхняя палата парламента), в России – Президенту, ФС и его членам, Правительству, законодательным органам субъектов, ограниченное право законодательной инициативы в пределах их ведения предоставлено судам высшей инстанции.
2. Обсуждение законопроекта. Работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях).
§ Первое чтение – вопрос о целесообразности законопроекта
§ Второе – обстоятельное обсуждение по существу и отдельных статей, поправок и дополнений
§ Третье – обсуждение в окончательном виде со всеми поправками
3. Принятие закона. Голосование (чаще всего открытое, а в Испании тайное вовсе запрещено) в однопалатных означает принятие закона, в двухпалатных необходимо одобрение обеих. Исключение – ФРГ (без согласия Бундесрата не может быть принята лишь часть «обычных законов», по остальным вопросам большинством голосов можно преодолеть несогласие)
4. Промульгация закона. Подписывается президентом в течение 14 дней и публикуется в официальном источнике (в случае отлагательного вето необходимо получить в обеих палатах 2/3 голосов, в течение 7 дней президент обязан подписать и обнародовать). Контрасигнатура – процедура промульгации без участия главы государства правительством (Англия, Дания, Япония – парламентарные монархии; Франция, Италия, Германия – республики со слабой властью правителя)
Понятие и сущность права
Типы правопонимания | ||||
Юридический позитивизм (нормативизм) | Социологический позитивизм | Теории естественного права | Философское понимание | Название |
Право - совокупность норм, санкционированных государством | Право – реальные общественные отношения. Применение нормы права не всегда полностью соответствует ее буквальному содержанию | Право не акт государственной воли, предполагающий законное принуждение, а воплощение справедливости и разума | «Право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» - И. Кант | Основная идея |
Объективность, беспрестанность Совокупность обязательных норм и общих, воля суверена, обеспеченность государственным принуждением | Юридический плюрализм (право не может сводиться только к закону или обычаю) | Не закрытый перечень (права человека постоянно дополняются социальными), дуалистическая природа (существует только в сопоставлении с позитивным; естественное всегда справедливо, но не всегда реально существует, позитивное – наоборот. Автор: Джианформаджио) | Носит идеальный характер, дуалистическая природа, нет конкретных норм | Принципы |
Гоббс, Бентам, Остин, Кельзен | Муромцев, Эрлих, Холмс | Зенон, Сенека, Августин Блаженный | Кант, Гегель | Представители |