Выбор методов исследования в психодиагностике

Психодиагностика – отрасль психологической науки, связанная со всеми ее основными отраслями и направлениями. Фундамент психодиагностики образован такими областями психологической науки, как общая, дифференциальная, возрастная, социальная, практическая психология и т.д. Смежными направлениями по отношению к практике психодиагностических исследований выступают психометрия и методы математической обработки психологических данных.

Кроме того, существуют области и направления исследований, с которыми психодиагностика связана методологически наиболее тесно. К ним относятся, прежде всего, дифференциальная психология, психометрия, математико-статистические методы в психологии. Благодаря такой теоретической поддержке, при организации психодиагностического исследования исследователь часто стоит перед выбором методов измерения.

Практика применения методов разных наук в психодиагностике сталкиваются с определенными ограничениями, обсуждение которых представляется необходимым условием корректного планирования исследования, сбора материалов и интерпретации результатов.

 О каких ограничениях идет речь? В первую очередь исследователю необходимо соблюдать соответствие методов – принципам той парадигмы психологической науки, к которой он себя причисляет. В рамках данного раздела авторы подразумевают, что психологическая диагностика должна проводится на основе естественно-научной парадигмы в психологии. 

Вопрос о применимости любых методов исследования в первую очередь должен быть соотнесен с правилами, стандартами и ценностями той парадигмы, в системе координат которых исследователь пытается изучать реальность. В случае, если методы диагностики не соответствуют этому критерию – они не могут быть применены.

Иначе - полученные результаты никак не будут связаны с действующим в рамках парадигмы научным знанием. Например, если в исследовании агрессии планируется использовать методы аюрведы, например, диагностику одной из трех «Дош» - «питты»[21] (на санскрите биологические соки, характеризующие пищеварение) – то перспективы использования результатов такого измерения следует оценивать скептически.

Итак, принципы научного исследования следует воспринимать как правила исследовательской деятельности, строго регулирующие все этапы опытно-экспериментальной работы. Они обеспечивают выбор теоретических оснований, методов и процедуры проведения исследования.

Теоретические основания должны предусматривать применение методов, методик и процедур которыми намерен оперировать исследователь. Поэтому теоретические предпосылки должны быть унифицированы (например, принадлежать к одному направлению – когнитивному, поведенческому и пр.), либо смежными (напр. исследование эмоционального состояния методами регистрации физиологических реакций и самоотчета).

Поэтому, на подготовительном этапе, исследователь должен сфокусироваться на одном, ведущем, теоретическом описании изучаемого явления. Это предполагает конкретизацию подхода, теории, объясняющей интересующее исследователя психологическое явление.

Например, отклоняющееся поведение субъекта объясняется с разных научных позиций – правовых, клинических, социологических, психологических и философских. Каждая из этих наук предлагает теории отклоняющегося поведения, однако ведущим ресурсом психодиагностического исследования должна быть психологическая наука. Она предлагает несколько вариантов теоретического объяснения отклоняющегося поведения – психоаналитического, поведенческого, когнитивного, гуманистического и др. подходов.

Исследователь, руководствуясь целью и ожидаемым им результатом должен определиться с подходом, учитывая невозможность сочетания нескольких теорий в одном измерении.

Методическая несовместимость теорий обесценивает полученные результаты. В.М. Аллахвердов так объясняет данную проблему: «Нельзя признавать одновременно верными теоретические конструкции, исходные положения которых противоречат друг другу. В частности, не могут быть одновременно верными бихевиоризм, психоанализ, теория деятельности, когнитивизм, гуманистическая психология и пр. Это не разные (...) описания одних и тех же явлений, а заведомо ошибочные описания, в лучшем случае за исключением какого‑либо одного подхода»[22]. Выбор теории базируется на множестве научных и даже субъективных критериев. Важно принимать во внимание наличие методов диагностики и актуальной практики их применения. Для этого следует изучить современные научные публикации в которых обсуждается данная проблематика. Лучшим способом для этого станет обращение к научно-психологической периодике – журналам, рецензируемым сборникам периодических конференций, организуемых ведущими научными российскими организациями.

Выбор метода исследования следует проводить после конкретизации теоретических представлений о предмете исследования. В таком случае, выбор становится более обоснованным. Исследователю важно оценить рациональность метода, его эффективность в сравнении с другими методами, пригодность для решения поставленной задачи.

Важно помнить, что при выборе ненадлежащих методов, исследование может быть нарушено, а полученные результаты будут искажены или недостоверны. Остановившись на определенном методе, исследователь должен определиться с методикой его реализации.

Психодиагностический арсенал методик, процедур и инструментов достаточно обширен, поэтому их выбор следует осуществлять обосновано.

Например, задавшись целью диагностировать склонность к девиантному поведению исследователь может выбирать между двумя методиками: а) опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор – А.Н. Орел)[23], опросник «Методика диагностики девиантного поведения (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск)[24]. Данные инструменты базируются на одном теоретическом конструкте, а полученные с их помощью результаты в основном, сопоставимы. Обе методики основываются на идее о клинической природе отклоняющегося поведения. Этот подход, предполагает, что нарушения поведения свойственны лицам с психопатическими личностными расстройствами. Поэтому часть применяемых в них утверждений схожа по смыслу и соответствует клиническому описанию психопатического расстройства личности.

Какая из методик «лучше»? Отвечая на этот вопрос, можно сравнить содержание измеряемых показателей, оценить длительность и трудоемкость процедуры, качество пунктов и пр. В случае, если исследователю доступны психометрические характеристики каждого из опросников, он может руководствоваться критериями согласованности пунктов, надежности измерения. Таким образом, выбирая методику, процедуру или инструмент измерения следует сопоставлять и сравнивать их характеристики. 

Поскольку в ходе диагностики могут применятся методы не только сбора эмпирического материала, но и организации исследования, обработки и интерпретации результатов, выбирая, следует проверить их совместимость и применимость.

Каждый из используемых методов имеет свои требования и ограничения. Наиболее известные ограничения налагаются методами сбора информации – например, проведения наблюдения, опроса или эксперимента. Методы обработки результатов имеют свои ограничения, их учет должен проводится до начала исследования, поскольку наиболее существенными требованиями выступают требования к выборке: объему и качеству собранных результатов.

Желательно, чтобы стратегия обработки данных была ясна исследователю до начала сбора эмпирических материалов. Это позволяет предусмотреть альтернативные способы статистической обработки – например, замену параметрических критериев различия – непараметрическими. При этом, методы должны применятся к данным единообразно и последовательно: если какая-либо часть материала была обработана с помощью определенной стратегии, то и другие материалы также должны быть ей подвергнуты.

Обработка данных должна осуществляться последовательно – от наиболее простых, оценочных способов к наиболее сложным и трудоемким. При осуществлении обработки следует руководствоваться задачами психодиагностического исследования и /или гипотезами.

Обобщая изложенное, отметим, что выбор методов и инструментов психологической диагностики должен быть обоснованным несколькими критериями. Во-первых, соответствием общей парадигме психологической науке (естественно-научной или гуманистической). Во-вторых, теоретическому подходу к измеряемому психологическому явлению. В-третьих, целям и задачам психодиагностического обследования, процедуре и условиям его проведения.

Учет этих условий позволит исследователю подобрать методы, позволяющие получить теоретически обоснованные и достоверные результаты.

 

Контрольные вопросы

1. Какова роль научной парадигмы в развитии психодиагностики?

2. Какие особенности психодиагностики вносит гуманистическая парадигма?

3. Какие проблемы в развитии психодиагностики можно преодолеть с опорой на естественно-научную парадигму?

4. В чем вклад конструктивистского направления социальной философии в психодиагностику?

5. Какие перспективы имеет влияние социологии на психодиагностику?

6. Какие представления психодиагностики изменяются под влиянием социальной лингвистики?

7. Какие ограничения имеет выбор методов психологического измерения?

8. Каковы последствия методологической несовместимости инструментов исследования Вы можете описать?

9. Каким образом следует выбирать методики исследования?

10. Связана ли достоверность результатов с практикой измерения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: