Методическая система И. Иттена

ИоганнесИттен был автором разработки первой учебной программы курса основ композиции в Баухаузе в ее пропедевтическом варианте.

Программа Иттена была основана на следующих принципах:

«1. Высвобождение творческих сил и тем самым художественных способностей учащихся. К настоящим работам должны привести собственные переживания и собственный опыт. Учащиеся шаг за шагом должны освобождаться от всех мертвых условностей, накапливая решимость для самостоятельной работы.

2. Учащимся должен быть облегчен выбор профессии. Ценную помощь окажут в этом упражнения с материалами и текстурами.

3. Студентам должны быть преподнесены основные законы построения художественного образа. Законы формы и цвета раскрывают перед учащимися мир объективного. В процессе работы объективные и субъективные проблемы формы и цвета могут переплетаться самым различным образом». [13]

Практические занятия Иттена строились по следующему принципу: вначале почувствовать, пережить, затем понять, и синтетически воплотить. На занятиях учащиеся создавали специальные модели-композиции, имеющие формально-абстрактную основу. Это позволяло использовать их как для анализа композиционного строя памятников искусства, так и для развития образного мышления учащихся, фантазии и самостоятельного творчества.

Кроме того, в основе обучения лежала система, позволяющая выяснить физические, геометрических свойств материалов, отношения и композиционные связи, возникающие между этими свойствами, а также композиционные закономерности — ритм, пропорции, контрасты и т. д.

Одним из новшеств, применяемых Иттеном, было макетирование. Макетирование стало одним из самых активных композиционных приемов, используемых в обучении композиции.

Довольно часто в педагогической практике применялись упражнения, направленные на развитие творческого мышления и фантазии. «Чтобы уметь находить самый простой и ясный образ, нужно научится через определенные упражнения развивать комбинаторные навыки», — утверждал ИоганнесИттен. Чаще всего упражнения строились на основе заданных элементов, при помощи которых создавались композиции на разные мотивы.

Естественно, что метод Иттена имел некоторые недостатки. На это обращал внимание Вальтер Гроппиус: «Этот метод, погружая студентов в стихию экспериментирования с формой при использовании различных конструкционных и неконструкционных элементов, хотя и снимал у начинающих перед свободным творчеством, развязывая им руки для принятия любых, даже самых смелых и необычных решений, не был, однако, рассчитан на будущую планомерную и рациональную работу дизайнера, обязанного строго следовать проектному заданию, соблюдая практические требования техники и экономики». [14]

После ухода ИоганнесаИттена из Баухауза в 1923 году преподавать пропедевтический курс стал ЛаслоМоголь-Надь и Йозеф Альберс.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: