Преподавание архитектурной композиции в России

Свою собственную специфическую историю имеет архитектурно-дизайнерское образование в России. В специфических советских условиях архитектурное и дизайнерское образования было весьма двойственным, что выражалось в том, что инженерно-конструкторское содержание почти не присутствовало в учебных программах архитекторов-оформителей. Архитекторов готовили по двум направлениям: «гражданские инженеры» — специалисты по проектированию всех типов сооружений и «архитекторы-художники», которые занимались украшением специфическими декоративными средствами интерьеров и экстерьеров здания.

Эта функция и диктовала методику обучения архитектурной композиции. Обучение велось достаточно односторонне, основной акцент делался на эстетическо-оформительский подход в обучении. И естественно, это привело к кризису. Была утрачена связь между функциональной логикой, конструкцией и художественной трактовкой формы.

Известный архитектор и теоретик архитектуры А. Буров так охарактеризовал эту ситуацию: «Окончательно состоялся переход архитектуры в разряд изобразительных искусств с последующем переходом на последнее место в этой системе (живопись, ваяние, зодчество)». [10]

Это получило отражение в методике преподавания композиции, которая сводилась к нескольким приемам.На первом этапе происходил отбор художественного материала, точное воспроизведение. Здесь требовалось усвоение всех компонентов изобразительной системы, подробное изучение классических и национальных архитектурных форм, приобретение навыков их точного и правильного графического воспроизведения, знакомство с ордерными канонами.

На втором этапе подготовленные элементы составлялись в единый образ, что и понималось как занятие композицией. Подчас использовались тематические задания на проектирование, в которых иногда оговаривался даже определенный художественный стиль. Из двух компонентов искусства — «творчества» и «техники» — на первом этапе акцент делался на «технике», а «творчество» изучалось на 3-4 курсах. И естественно, поскольку законы архитектурной формы трактовались как изобразительные, основное внимание было уделено архитектурной графике.

Архитектурные школы того времени не видели острой необходимости привлечения новых средств обучения в дополнение к графике. Специфику архитектуры как средство организации и преобразования жизненной среды в то время еще не осознавали. Поэтому и не возникал вопрос об архитектурной композиции как элементе объемно-пространственного мышления и творческой организации проектного мышления. Например, совершенно не использовался макетный метод в процессе обучения архитекторов. Через какое-то время стало ясно, что академическая школа может готовить архитекторов, способных решать текущие профессиональные и жизненные задачи. Слишком большой акцент на ремесленных профессиональных навыках в реальных условиях художественной жизни конца ХIХ–начала ХХ вв. становится тормозом в развитии творческих способностей учащихся.

Как и в архитектурных школах Западной Европы, так и в России, сформировались два направления:

1. Направление с перевесом в художественно- композиционный акцент.

2. Направление с перевесом в инженерно-технических акцент.

Дискуссия по проблемам обучения архитекторов велась в этот        период довольно активно. Профессор Б. Николаев, ректор школы гражданских инженеров, писал по этому поводу: «Система нашего архитектурно-художественного образования зиждется до сих пор на изучении классической архитектуры. Это изучение с внешней стороны имеет вид чего-то серьезного, но даже для окончившего учебное заведение при малейшем усилии мысли, все это здание якобы науки рассыпается, подобно карточному домику… Жизнь и ее требования и логика как бы не существуют для преподавания художественной архитектуры… Время, которое тратится на изучение этих отживших, неприменяемых в жизни форм, употребить на развитие в учениках умения ориентироваться в поставленных вопросах, на самостоятельную и обдуманную композицию».[11]Но критика данной методики была не услышана основной массой профессуры, защищавшую сложившуюся традицию архитектурно- художественной подготовки.

В повседневной архитектурной практике начала ХХ века можно выделить три основных стилистических линии:

1. Русский национальный стиль (он же византийский): архитекторы К. Тон, Д. И. Гримм, древнерусский И. Ропет и др.

2.Модерн: архитекторы В. Шервуд, В. Гоген, Ф. И. Лидваль, Р. И. Клейн и др.

3. Классицизм (наиболее влиятельный стиль того времени): архитекторы И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев и др.

Как видно, одна из этих стилистических линий в образно-художественном плане ориентировалась на новые стилевые тенденции модерна, а две остальные представляли собой различные формы эклектики, в частности, неоклассицистическая ипсевдорусский стиль. В то же время архитекторы всех этих направлений использовали передовые для того времени технико-технологические приёмы и материалы.

Усилиялучших представителей этих направлений были сконцентрированы на преодолении стилистического разнобоя, на критическое осмысление «модерна» с вычурными пластическими решениями.

Общеизвестен факт, что к началу ХХ века сложилась ситуация, когда уже все ощущали появление нового стиля, родившегося в недрах стиля «модерн». И это был не просто новый стиль. Это была коренная смена дискурса формообразования. Это явление было обусловлено не только закономерными явлениями, постоянной сменой художественных стилей в истории развития цивилизации, но и явлением более глобальным, обусловленным с прогрессом науки и техники и естественным развитием человеческого сообщества.

Стремление к обновлению, как в теории искусства, так и в практической деятельности соответствовало общим процессам, имеющим место в художественной культуре. В немалой степени на поиски нового художественного языка повлияли окончание индустриальной революции, «открытие скорости» как культурного факта и ментального переживания и Первая мировая война.  В данном историческом контексте шло выявление новых принципов формообразования, поиск нового художественного языка, основанного не на пассивном штудировании старинных образцов, а на активном освоении формально-композиционного языка, направленного на выявление творческого начала у студента.

И сразу по окончании Первой мировой война возникли две художественные школы, заложившие фундамент всего архитектурно-художественного и дизайнерского образования. Это БАУХАУС И ВХУТЕМАС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: