В курсе пропедевтики Моголь-Надя существовали следующие разделы: технологии, искусство и наука. Делая акцент на производственное обучение и работу с материалом, мастер большое внимание в программе уделяет графике, фотографии, различным приемам творческого экспериментирования в макете. Большой акцент в программе был сделан на манипуляции с пространством. Мастер утверждал: «Пространственное проектирование — это в первую очередь не вопрос строительных материалов… Главное средство формообразования всего лишь само пространство, и, только исходя из его законов, формообразование может быть успешным». [15]
Это идея мастера вполне вписывалась в общую структуру обучения композиции в Баухаузе, т. к. там делался сильный акцент на функциональности (полезность) и материально- техническом аспекте преподавания (рациональность).Формообразование становится одним из главнейших элементов пропедевтики Баухауза.Кроме того,Моголь-Надь в своей педагогической практике большое значение придавал пространству как характеристике формы.
|
|
Он выявил следующую структуру состояния формы:
А. Предельная массивность — материал представлен в виде цельного нерасчлененного объема. Это крайний полюс состояния материала в его движении к состоянию полного разрыхления.
Б. Цельный блок материала, но пластически уже обработан. Обработка не зависит от исторического момента и направления искусства. Это композиционный прием, выразительное средство, которое может служить любой эпохе и любому направлению искусства.
В. Блок сохраняет композиционную цельность, но строится с включением внутреннего пространства, так называемый «перфорированныйблок».
В изучении этой, и предыдущей стадии много внимания уделяется моделированию формы. Этот характер задаётся особыми условиями задачи, определяющими выбор средств и способ решения задачи. Например:
а) моделирование как результат проникновения одной формы в другую;
б) связь формы как негатив и позитив;
в) сохранение цельности при выполнении некоторых преобразований в границах какой-то геометрически элементарной формы.
«Учащимся прививается мысль о необходимости развития такого пространственного воображения и видения, чтобы в целом блоке необработанного материала уметь увидеть образ, над которым работаешь. При этом подчеркивалось, что сегодняшний метод противоположен предыдущему: материал как бы изнутри монтируется в единую соподчиненную конструкцию.
1. Висящая пластика
2. Кинетическая пластика»[16]
Наряду с упором на пространственный фактор формообразования Моголь-Надя сохранял направление пропедевтики, заданное Иттеном, на развитие чувства материальных качеств формы. Опытному экспериментированию отводилось здесь первостепенное значение. На планшет выносились материалы с различными свойствами, и в их комбинации требовалось усмотреть образ, что дополнялось аналитическими диаграммами. Конкретно задача формулировалась следующим образом:
|
|
«1. Выразить распространение какого-то свойства от одного полюса к другому. Например, жёсткость — мягкость, гладкость — шероховатость, массивность — прозрачность и т. д.
2. Составить таблицу в две строчки с противоположными свойствами.
3. Многострочные таблицы.
4. Свободная фантазия на сопоставление свойств.
5. Выявление возможностей фактуры одного какого-либо материала, например, бумаги, дерева и т.д.» [17] — так описывает этот раздел в программе Моголь-Надя автор книги «Архитектурная пропедевтика» А. Л. Мелодинский.
Еще один мастер, внесший значительный вклад в формирование проподевтического курса в Баухаузе, — это Йозеф Альберс.
В 1925 году он начал преподавать вводный курс, а с 1928 года после ухода Моголь-Надя из Баухауза, становится ведущим преподавателем основ композиции до самого закрытия школы в 1933 году.