Основной методической идеей Иозефа Альберса было развитие творческой фантазии учащихся. Альберс соглашался со своими предшественниками в том, что важно изучать законы пластического формообразования и совершенствования ремесленных навыков в решении композиционных задач и отводил им место в учебной программе.
Между тем мастер утверждал, что все они по сами по себе и вместе не решают задачи получения навыков в работе над композицией.
Он предлагал довольно много учебного времени уделять поисковой, экспериментальной работе, даже если в ней отсутствует большой практический смысл. По его мнению, игровая структура занятий, предполагающая спонтанные, свободные приемы работы с материалом, рождают инициативу, интерес и смелость.
Пропедевтика по Альберсу, имеющая акценты на воспитательные функции, реализовала ряд значительных методических находок, которые оказали очень сильное влияние на методику многих дизайнерских школ мира.Работа с конкретным материалом проводилась как поиск формообразования по отношению к конструкции.
|
|
Почувствовать специфические возможности материала в организации композиционного пространства можно, лишь ощутив материал руками, т. е не применять обрабатывающих инструментов. Материалы выбирались не очень характерные для того времени: бумага, солома, фольга и т. д.Работа с бумагой имела свою специфику: запрещалось склеивание, преимущество отдавалось следующим действиям: вырезанию, скручиванию, сшиванию и скреплению булавками. В процессе работы выявлялись новые возможности бумаги в гибкости, сжатии, жесткости, растяжении и т. д.Поисковый, свободный, экспериментальный характер проведения занятий побуждает студентов к творческой активности. Каждый этап работы предполагал поиск новых приемов, композиционных находок, которые возникают не из полученных заранее знаний и навыков, а достигаются за счет размышлений, фантазии и интуиции.
Кроме того, Альберс много внимания уделял развитию комбинаторного мышления, которое предполагает многообразие композиционных решений из ограниченного числа заданных элементов. С этой целью применялись упражнения макетного и графического свойства.
Основную идею методики Альберс выразил в следующей цитате: «Именно свободное экспериментирование, не отягощённое предварительной теорией, а не выполнение специального задания, требующего определенной подготовки, даёт желаемые результаты, придаёт уверенность в себе. Вот почему мы никогда не начинали занятия (пропедевтического курса) с теоретического введения, действуя по принципу: «Вот тебе для начала материал и покажи, на что ты способен…».[18]
|
|
Vorkurs — курс пропедевтики в методической системе Баухауза занимал полгода. Но на этом композиционная подготовка не завершалась. На следующих курсах, в течение 3-х лет студент посвящал Werklehre — технической подготовке и Formlehre — художественной подготовке.
Кроме того, большое внимание было уделено работе студентов с материалом: металлом, деревом, стеклом и т. д.
Тем не менее, изучение законов гармонии, пропорций, ритма, масштаба, колорита проходило в контексте предохранения студентов от влияния какого-либо стиля.За время работы над программой пропедевтики были выработаны основополагающие методические принципы:
1. Отказ от изучения исторических стилей в изобразительном творчестве. Формализация структуры формообразования, акцент на конструкционных возможностях материала.
2. Акцент на пространственном решении как формообразующем факторе в пропедевтике, ставшей в архитектурном и художественно- промышленном образовании основополагающим принципом современной дизайнерской педагогики.
3. Воспитание гармоничной и художественно просвещенной личности, способной активно действовать в процессе формирования эстетической среды жизнеобеспечения в качестве главного принципа обучения искусству.
Пропедевтика, как метод связанный с профессиональной спецификой проектирования в пространственно-предметных искусствах, способствует организации гуманизированной предметной среды.
4. Пропедевтика, лежащая в основе обучения композиции в Баухаузе, предполагала активно-творческий, практический метод учебного процесса.
Вместо пассивных, репродуктивных упражнений была создана методика поисково-исследовательская, которая развивала творческую интуицию и инициативу. Активный, творческий характер выполнения композиционных заданий стал постоянным признаком пропедевтики, позволяющий выявить специфику дизайнерского и архитектурного творчества.
5. В курсе пропедевтики Баухауза впервые в западной методике появилась форма макетной подачи. Чаще всего макеты выполнялись из бумаги.
Содержание пропедевтики Баухауза имело интегральный характер. Общая идея изобразительного формообразования обогащалась близкими по природе искусствами — архитектуре, дизайну, декоративно-прикладному искусству, кино, театру и т. д. Во время работы над конкретными материалами все больше появляются ассоциации с пространственными искусствами — архитектурой, оптико-кинетическим искусством, рекламой и т. д.
Две уникальные художественные школы — БАУХАУС и ВХУТЕМАС — создали основы методики обучению композиционному искусству для таких видов деятельности как архитектура и дизайн. Но через какой-то период два этих направления разошлись, и в обучении дизайну и архитектуре появились свои специфические черты.
Вопросы для самоконтроля
1. История возникновения Баухауза.
2. Назовите основные принципы методической системы И. Иттена.
3. Принципы методической системы Л. Моголь-Надя.
4. Методическая система И. Альберса.
5. Каково значение школы БАУХАУЗ для становления дизайнерского образования?