Методическая система Н. Ладовского

Впервые задание по пропедевтике было предложено в 1920 году по инициативе преподавателя Николая Ладовского, который состоял в объединенной мастерской — ОБМАС. Архитектор В. Кринский так описывает это событие: «…Первое композиционное задание ОБМАС должно быть зачитано на заседании профессоров факультета. По всем мастерским были утверждены задания обычного типа, согласно установившейся традиции. Все были очень заинтригованы, а какие задания будут даны у нас левых? В наступившей тишине Н. А. Ладовский зачитывает задание:

«Задание 1. (Форма архитектурно-геометрическая)

Дано:

1. Правильный параллелепипед, в горизонтальной проекции представляющий квадрат 20х20 м., высота 30 м.

 2. Высота глаз зрителя 1,60 м., расстояние точки зрения не более 30 м., точка зрения подвижна, скорость не более 15 м. в сек.

3. Освещение солнечное.

Требуется при помощи членения параллелепипеда выявить его пропорции (квадрат в плане, полтора квадрата в боковой стороне) и выявить его форму при условии освещения «движущего солнца».[21]

В дальнейшем, перед студентами были поставлены еще два отвлеченных задания на выявления конструкции и ритма.

Формальное задание было результатом достаточно долгих размышлений о ситуации в архитектурном формообразовании.

В дальнейшем, вся архитектурная и дизайнерская пропедевтика строилась на основах общепластического и пространственного формообразования.

В описываемый период центрами генерирования новых пластических, формальных идей в искусстве было несколько художественных групп: ЖИВСКУЛЬПТАРХ — рабочая группа синтеза искусств, затем ИНХУК. Поскольку практически все деятели перечисленных учреждений были преподавателями ВХУТЕМАСа, то большая часть пластических и методических находок и составила курс пропедевтики.

Например, архитектурное направление в ИНХУКе так сформулировало задачи, стоящие перед студентами и преподавателями:1. Полное отрицание традиционных форм, тех понятий, на которые опиралась художественная Академия.2. Опора на отвлеченные геометрические формы, попытка активно использовать контраст и динамику, чрезмерную напряженность, отказаться от симметрии, при косоугольных построениях искать выразительность в резких сопоставлениях пространственных и массивных частей композиции.

Кроме того, существовала группа приверженцев «производственного искусства»: В. Татлин, А. Родченко, В. Степанова, Л. Попова, А. Экстер.Они достаточно активно разрабатывали свой метод обучения, в основе которого лежали первоначальные элементы предметно-пространственной конструкции, имея ввиду ее материально-техническую основу:

1. Архитектонику 3-х мерного построения.

2. Пластику объемных сочетаний.

3. Ритмику и последовательность чередований элементов.

4. Динамику как форму и воздействие.

На базе данных разработок во ВХУТЕМАСе появился «объективный метод» преподавания пропедевтических дисциплин «Объем», «Графика», «Цвет», соотносящийся с методическим курсом пропедевтики Николая Ладовского.

Творческое объединение архитекторов-рационалистов в те годы имело большой авторитет. Идеи Ладовского, Кринского, Докучаева нашли свое применение в развитии архитектурной и дизайнерской пропедевтики.

«Архитектурная рациональность зиждется на экономическом принципе так же, как и техническая рациональность, есть экономика труда и материала при создании целесообразности сооружения, а архитектурная рациональность есть экономия психической энергии при восприятии пространственных и функциональных свойств сооружения. Синтез этих двух рациональностей в одном сооружении и есть рациоархитектура». [22]

Одной из главных дисциплин в пропедевтики на основном отделении ВХУТЕМАСа был предмет «Пространство».Спецификой дисциплины «Пространство» было то, что она являлась общехудожественной дисциплиной пропедевтического цикла и была рассчитана на подготовку будущих графиков, керамистов, металлистов, скульпторов, архитекторов и др.Все композиционные дисциплины, «живопись», «цвет», «объем», «пространство» основывались на едином пропедевтическом подходе, учитывающих коллективную форм работы.Наибольший вклад в создание общей педагогической концепции ВХУТЕМАСа внесли архитекторы. И это не случайно. В начале 20-х годов ХХ века методика обучения дизайну только нащупывалась, только создавалась, а история архитектурной методики насчитывала несколько столетий. И как реакция на предыдущие приемы обучения архитектуре возникла пропедевтика, которая основывалась на формальных принципах построения. Вот как трактовал эти принципы Владимир Кринский: «Почему архитектура есть геометризация? И можно сказать с уверенностью, что она такой и останется. Линия, плоскость и геометрическая поверхность (шар, цилиндр, конус) — вечны. Это законы нашего мышления и восприятия. Способы ориентироваться в мире, устанавливаемый нами порядок восприятия».[23]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: