Три источника марксизма

Из этого обзора юности Маркса и Энгельса ясно, что оба они были весьма необычайными и блистательными личностями. Но совершенно понятно также, что марксизм не был неким изобретением, которое внезапно возникло в мыслях этих великолепных мозгов. Общественно-экономические перемены того времени составили основу возникновения подлинно пролетарской идеологии, а действительные содержание и форма этой идеологии были продуктом той борьбы, что велась в наиболее важных областях мышления. Маркс и Энгельс, будучи глубокими мыслителями, широко и глубоко владели новейшими достижениями мысли передовых стран того периода. Поэтому они могли встать на плечи великих предшественников, усвоить всё хорошее и откинуть всё ошибочное у них. И таким-то образом они и выстроили структуру и содержание марксизма.

Давайте посмотрим, каковы были главные области мысли, на которых они основывали свои идеи. Так мы можем уяснить основные источники марксизма.

1. Первым источником марксистской мысли была немецкая классическая философия. Всякая идеология должна иметь основания в какой-то философии и Маркс с Энгельсом, как мы видели, имели прочную основу в немецкой классической философии.

Немецкая философия в период 1760—1830 годов превратилась в наиболее влиятельную школу европейской философии. Она имела свою базу в немецком среднем классе, весьма продвинутом интеллектуально, но не развившем ни политической силы для совершения революции, ни экономических ресурсов для промышленной революции. Вероятно, это склоняло его к сложным мыслительным схемам.

Но этот класс, включая множество служащих, имел много противоречивых особенностей. Иногда он склонялся на сторону промышленной буржуазии и пролетариата, а иногда — феодальных классов. Это отразилось и на немецкой философии, имевшей как прогрессивную, так и реакционную стороны. В частности, это было видно в гегелевской философии, на которой главным образом основывались Маркс и Энгельс. Поэтому, закладывая фундамент марксистской философии, они отвергли все реакционные моменты, укреплявшие существующее феодальное общество, и развили прогрессивные и революционные элементы.

2. Английская политическая экономия была вторым важным источником марксизма. Естественно, что изучение экономики и её законов должно было достичь вершины именно в Англии, в центре промышленной революции. Это было новое поле для исследований, начавшихся в основном с развитием современного капитализма, имевших своей базой современную промышленную буржуазию и сыгравших роль в оправдании и прославлении капитализма, а также обеспечивших интеллектуальные аргументы для поднимающейся буржуазии в её борьбе против феодалов.

В Англии этот период начался с публикации в 1776 г. всемирно известного «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адама Смита. Он фундаментально обосновал, что если бы капитализм получил полнейшую свободу роста, это привело бы к величайшему прогрессу человечества. Этим он обеспечил аргумент для сокращения всяческого контроля над капиталистическим классом со стороны феодалов. Другим знаменитым классиком был экономист Дейвид Рикардо, сыгравший решающую роль в борьбе буржуазии против землевладельцев. Это он указал, что по мере развития капитализма средняя норма прибыли капиталистов падает. Его весьма значительное исследование было развитием трудовой теории стоимости, согласно которой все экономические стоимости создаются трудом. Затем другие экономисты проанализировали причины экономических кризисов при капитализме.

Английская политическая экономия в основе своей служила интересам промышленной буржуазии, поэтому играла революционную роль против феодальных классов. Но эти экономисты крайне редко доводили свой анализ до той точки, где он начинал угрожать классовым интересам буржуазии. Так, например, Рикардо, хотя и развивал трудовую теорию стоимости, не разоблачил эксплуатацию труда классом капиталистов. Это сделал Маркс. Он вывел работу английских экономистов за рамки, заданные классом капиталистов, и сделал из неё необходимые революционные выводы. Так Маркс разработал принципы марксистской политической экономии.

3. Третьим источником марксизма были различные социалистические теории, главным образом французские. Эти теории представляли надежды и устремления нового класса пролетариата. Они были отражением капиталистической эксплуатации и угнетения рабочего класса, и протестом против них. Франция в то время была главным центром революционных организаций и революционных теорий, вдохновлявших всю Европу, поэтому естественно, что социалистические теории также главным образом происходили оттуда.

Большинство этих теорий имело значительные изъяны, ибо они не основывались на правильном научном анализе общества. И всё же они представляли разрыв с индивидуализмом, эгоизмом и конкуренцией буржуазной революционной теории, а также указывали пролетариату путь вперёд, из капиталистического общества. Маркс изучил эти теории социализма и коммунизма, прежде чем сформулировать марксистские принципы научного социализма. Будучи в Париже, он провёл значительное время с вождями и участниками многих французских революционных и социалистических групп. Маркс взял лучшее в социализме и подвёл под это научную основу доктрины классовой борьбы. Так он разработал принципы марксистского научного социализма.

Так марксизм возник из трёх великих источников идей в тогдашних наиболее передовых странах мира. Три источника марксизма — немецкая философия, английская политическая экономия и французские социалистические теории — соответствовали трём главным составным частям новой идеологии — марксистской философии диалектического материализма, марксистской политической экономии и марксистской теории научного социализма. Далее мы попытаемся понять суть каждой из этих частей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: