Устройства АВР на переменном оперативном токе обычно применяются в установках с выключателями, оборудованными грузовыми или пружинными приводами. На рис. 7.2, а показана подстанция, получающая питание от рабочего источника. Выключатель Q1 включен, а выключатель Q2 резервного источника отключен. В качестве пускового органа УАВР применено вторичное реле напряжения KVT прямого действия типа РНВ (рис. 7.2, б). Оно срабатывает при исчезновении напряжения на шинах подстанции и отключает выключатель Q1 с заданной выдержкой времени. При этом вспомогательный контакт выключателя Q.1.1 замыкает цепь электромагнита включения YAC2 выключателя Q2, который включается лишь при наличии напряжения от резервного источника, — электромагнит подключается к TV2 (рис. 7.2, в).
Привод выключателя Q2 можно оборудовать автоматическим моторным редуктором (AMP). При этом в качестве пускового органа устройства АВР можно использовать вторичное реле времени КТ косвенного действия типа ЭВ-235К, подключив его к трансформатору напряжения TV1 через выпрямительное устройство типа ВУ-200 (рис. 7.2, г). Реле КТ срабатывает при исчезновении напряжения на шинах подстанции и с заданной выдержкой времени замыкает цепь электромагнита отключения YAT1 выключателя Q1 (рис. 7.2, д). Отключение выключателя сопровождается размыканием его вспомогательного контакта Q1.1 и замыканием вспомогательного контакта Q1.2 в цепи электромагнита включения YAC2 выключателя Q2. Выключатель включается лишь при наличии напряжения на резервном источнике и готовности привода к действию (вспомогательный контакт Q2.6 замкнут). Вспомогательный контакт Q2.3 исключает многократность действия устройства АВР при включении выключателя Q2 на устойчивое короткое замыкание. Если выключатель отключается после включения устройством АВР, то пружина электродвигателем М не заводится, так как его цепь разомкнута вспомогательным контактом Q2.3. Для подготовки привода к действию накладку SХ1 снимают (выводят из действия АВР), а накладкой SX2 замыкают цепь электродвигателя, который, начиная работать, заводит пружину до тех пор, пока его цепь не разомкнется вспомогательным контактом Q2.4. После завода накладки возвращают в прежнее положение. Если на резервной линии отсутствует трансформатор напряжения TV2, то схему АВР можно выполнить с использованием предварительно заряженных конденсаторов.
|
|
Устройства АВР на постоянном оперативном токе применяются в установках, имеющих выключатели с электромагнитными приводами, электромагниты отключения и тем более электромагниты включения которых потребляют сравнительно большие мощности. При этом как схемы релейной защиты, так и схемы автоматики выполняют на постоянном или выпрямленном оперативном токе с использованием блоков питания и мощных выпрямительных устройств (рис. 7.3).
|
|
Пусковой орган УАВР содержит минимальные реле напряжения KV1, KV3 и максимальное реле напряжения KV2 (рис. 7.3, а). Выдержку времени tавр1 создает реле времени КТ (рис. 7.3, б). Однократность действия обеспечивается промежуточным реле KLT, имеющим при возврате выдержку времени tавр2 . В нормальном режиме выключатель Q1 включен, а выключатель Q2 отключен. На шинах и на линии Л2 имеется напряжение (см. рис. 7.2, а). Контакты минимальных реле напряжения KV1 и KV3 разомкнуты, а контакт максимального реле напряжения KV2 замкнут. Вспомогательные контакты Q1.1 и Q1.2 выключателя Q1 замкнуты, а вспомогательный контакт Q1.3 разомкнут. При этом реле KLT находится в возбужденном состоянии и его контакты KLT.1 и KLT.2 замкнуты. Вспомогательный контакт Q2.1 выключателя Q2 замкнут; цепь электромагнита включения YAC2 подготовлена.
Устройство АВР действует следующим образом. При исчезновении напряжения на шинах подстанции срабатывают реле KV1 к KV3, их контакты в цепи реле времени КТ замыкаются. Если на линии Л2 имеется напряжение, то реле KV2 находится в состоянии после срабатывания, его контакт замкнут. Реле времени КТ приходит в действие и по истечении времени tавр1 замыкает контакт в цепи электромагнита отключения YAT1, выключатель Q1 отключается. При этом его вспомогательные контакты Q1.1 и Q1.2 размыкаются, a Q1.3 в цепи электромагнита включения YAC2 замыкается, производя включение выключателя Q2. Если включение происходит на поврежденные шины, то защита выключателя (на схеме не показана) с ускорением после действия УАВР отключает его. Повторного включения не последует, так как к этому времени реле KLT размыкает свои контакты KLT.1 и KLT.2.