Лёгкая грузовая стрела состоит из длинного металлического (реже деревянного) стержня трубчатой или ажурной конструкции, один конец которого – шпор – шарнирно связан с мачтой, грузовой колонной или самостоятельным фундаментом вблизи мачты, а второй конец – нок – поддерживается топенантом.
Благодаря шарниру стрела может поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Последнее достигается изменением длины топенанта, который выбирают или стравливают либо с помощью турачки грузовой лебедки, либо специальной топенантной лебедки.
Рис.23. Легкая грузовая стрела: |
1 – укосина; 2 – нок стрелы 3 – бугель с четырьмя обухами; 4, 12, 17, 21 – блоки;
5 – грузовой шкентель; 6 – противовес; 7 – вертлюг; 8 – гак; 9 – груз;
10, 23 – оттяжки, 11 – грузовая лебёдка с турачкой; 13 – обух; 14 – цепной стопор; 15 – лопарь топенанта; 16 – башмак; 18 – шпор; 19 – тройник; 20 – мачта судна; 22 – топенант
При отсутствии специальных лебёдок топенант в нужном положении стопорят с помощью цепного стопора с треугольным звеном, который накидывают на рым или обух палубы.
Перемещение груза осуществляют с помощью стального троса – шкентеля, который наматывают на барабан грузовой лебёдки. Грузовые лебёдки бывают электрические и электрогидравлические.
Длина грузовой стрелы, а также длина шкентеля должна обеспечивать подъём и опускание груза из любой точки грузового трюма (в просвете люка), а также с расстояния не менее 2 м от борта судна на пирсе (это расстояние называют минимальным вылетом стрелы).