Состав и назначение буксирного устройства

Рис.20. Элементы буксирного устройства

Буксирное устройство представляет собой комплекс устройств и механизмов, обеспечивающих судну возможность буксировать другие суда или быть буксируемым.

Тип буксирного устройства зависит от назначения судна и способа буксировки.

Особым образом проводят буксировку во льдах: нос буксируемого судна вводят в углубление в корме буксира, надёжно швартуют и в таком положении буксируют судно.

 

Рис. 21. Способы буксировки

 

В состав буксирного устройства входят буксирная лебедка (устанавливаемая только на специализированных судах – буксирах); буксирный трос; буксирный гак или направляющий блок; буксирная дуга (арки); буксирный клюз и ограничители буксирного троса.

Буксирная лебедка предназначена для регулирования в процессе буксировки длины и натяжения буксирного троса. Длину обычно изменяют только во время буксировки судов по внутренним водным путям; в условиях извилистого фарватера, при проходе перекатов и других мест, когда приходится уменьшать расстояние между буксиром и судном.

Буксирная лебедка имеет барабан, позволяющий принимать до 300 м троса на речных судах и до 900 м на морских.

Буксирные лебедки имеют, в основном, электрический привод с тяговым усилием от 6 до 100 тс. Для подачи и выбирания буксирных тросов и выполнения швартовных операций на буксирах, не имеющих специальных лебедок, используют электрические лебедки или лебедки-вьюшки.

Буксирные тросы, применяемые для буксировки, бывают стальные, растительные (пеньковые, манильские, сизальские) и синтетические (капроновые, нейлоновые). Последние имеют преимущества перед стальными и растительными тросами: они легче, эластичнее, однако из-за искрообразования при их разрыве применять тросы из искусственного волокна при буксировке судов, перевозящих нефтепродукты первого класса (разряда), не разрешается.

   Кранцевая защита                       Ограничитель                      Буксирные

             кормы                                буксирного троса                        арки

 

     Буксирная лебедка           Двухопорный счал               Замок автосцепа

Рис. 22. Элементы буксирного устройства

Буксирный гак служит для закрепления буксирного троса и его отдачи при буксировке без помощи специальной лебедки. На буксирах, имеющих буксирные лебедки, гак является резервным средством.

Буксирные гаки бывают откидные и неоткидные, открытые и закрытые, с амортизатором или без него, с механическим или гидравлическим затвором, с дистанционной или ручной отдачей. Буксирные гаки снабжают пружинными амортизаторами, предназначенными для поглощения энергии рывков, возникающих в тросе при буксировке. На некоторых буксирах применяют буксирный направляющий блок, через который пропускают трос от лебедки к буксируемому судна.

Буксирная дуга предназначена для крепления буксирного гака к корпусу буксира с таким расчётом, чтобы он мог перемещаться в горизонтальной плоскости (у портовых буксиров не менее чем на угол 180 градусов). Буксирная дуга устанавливается в районе центра тяжести (ЦТ) судна по длине и как можно ниже, чтобы увеличить остойчивость буксира.

Буксирные арки – трубы из круглой кованой стали располагают в кормовой части буксира (две – три арки) для защиты установленного на палубе оборудования и находящихся на ней людей от повреждения тросом. Кроме того, буксирные арки обеспечивают возможность плавного перехода буксирного троса с борта на борт.

Кормовой буксирный клюз предназначен для ограничения перемещения буксирного троса в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Клюзы бывают глухие, с откидывающейся верхней частью и с роульсами. В связи с тем, что глухие клюзы трудно заводить буксирный трос, их применяют только на небольших портовых и рейдовых буксирах.

Предназначенные для толкания суда (толкачи), так же, как и толкаемые несамоходные суда (баржи), оборудуют сцепными (счальными) устройствами, обеспечивающими быструю и жёсткую счалку состава с толкачем, эластичность счала при ударах и быстрое расцепление судов.

Существует немало различных типов сцепных устройств, но наибольшее распространение получил двухопорный счал из двух вертикальных сварных стальных балок коробчатого сечения и целой системы тросов, а также двухопорные счальные устройства с автоматическим сцепным замком, обеспечивающим автоматическое сцепление толкача с баржей и дистанционно управляемое расцепление в течение 20-30 секунд.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: