Режимы работы отдельных элементов любой системы электроснабжения взаимосвязаны. Согласованное действие этих элементов обеспечивается, если важнейшие из них имеют устройства оперативного контроля и управления, сосредоточенные в одном месте. Таким местом, как отмечалось, является диспетчерский пункт ВДП) системы электроснабжения. Информация о работе отдельных элементов системы, поступающая на ДП, позволяет диспетчерскому персоналу оценивать эффективность работы системы в целом и принимать необходимые меры по оптимизации режимов paботы, ликвидации и локализации аварий. Таким образом, диспетчеризация повышает экономичность и надежность электроснабжения.
Надежность работы отдельных элементов системы электроснабжения возрастает при оснащении их рассмотренными выше устройствами релейной защиты и автоматики. Однако в тех случаях, когда устройства автоматики и релейной защиты отдельных элементов не связаны между собой, а работают автономно, их действие не всегда приводит к тому, что система электроснабжения в целом работает в оптимальном режиме. Например, действие устройств АВР может настолько изменить схему питания, что в ней произойдет существенное перераспределение нагрузок и отдельные элементы схемы окажутся перегруженными. Поэтому даже в тех случаях, когда все элементы системы электроснабжения полностью автоматизированы, система в целом требует диспетчеризации.
В сложных системах, когда управление всеми их частями из, одного пункта оказывается трудновыполнимым, диспетчеризация имеет многоступенчатую структуру, при которой работой отдельных районов или частей системы управляют разные диспетчеры, а их служба координируется с центрального диспетчерского пункта. Например, работу диспетчера городских электросетей и диспетчеров электросетей крупных промышленных предприятий согласовывает диспетчер энергосистемы.
В простейшем случае, когда на отдельных установках системы у электроснабжения имеется обслуживающий персонал, диспетчеризация может осуществляться путем телефонной связи диспетчера с обслуживающим персоналом. Полученную по телефону информацию об изменении состояния коммутационных аппаратов и других я элементов диспетчерский персонал фиксирует или на чертежах-заготовках, или (что более удобно) на мнемонической схеме, имеющей поворотные или съемные символы контролируемых аппаратов. При телефонной связи между ДП и контролируемыми пунктами (КП) получается значительный промежуток времени с момента, требующего вмешательства диспетчера, до момента исполнения егораспоряжения (особенно в тех случаях, когда для оценки положения диспетчер делает опрос персонала нескольких КП). Кроме тогo, при диспетчеризации посредством только телефонной связи велика вероятность искажения получаемых сообщений и передаваемых распоряжений из-за плохой слышимости или помех.
Работа диспетчера оказывается гораздо более эффективной, когда информацию о режимах работы элементов системы электроснабжения он получает не по телефону, а от показывающих и регистрирующих приборов, установленных на диспетчерском пункте, и имеет возможность изменять режим работы системы, т.е. управлять ее отдельными элементами, непосредственно посылая сигналы травления на контролируемые объекты. Для этих целей, если число КП мало, а расстояние между ДП и КП невелико, можно У применить схемы дистанционного управления и сигнализации, перенося аппаратуру управления и сигнализации (ключи, сигнальные лампы и др.) со щитов местного управления на центральный диспетчерский щит. При большом расстоянии между ДП и КП необходимо увеличивать сечение проводов во вторичных цепях, что, конечно, неприемлемо. Нежелателен также перенос на диспетчерский щит измерительных приборов от каждого из контролируемых объектов. Кроме того, большое число измерительных прибвров на щите увеличивает его размеры.
Этих недостатков удается избежать, осуществляя взаимосвязь диспетчерского и контролируемых пунктов системами телемеханики. Они не требуют постоянного дежурного персонала на КП и позволяют вместо диспетчера использовать управляющую вычислительную машину, превращаясь при этом в замкнутую телеавтоматическую систему и обеспечивая высшую ступень автоматизации централизованного управления.
Принципиально возможно ввести сигналы телеконтроля в цифровую ЭВМ, установленную на ДП, и составить ее программу работы так, чтобы она в необходимых случаях посылала по каналу телеуправления импульсы на повторное включение отключенного защитой оборудования, на включение резерва и т. п. Следовательно, вместо множества устройств автоматики, установленных в различных местах системы электроснабжения, может работать одно централизованное устройство. Однако это устройство, во-первых, окажется довольно сложным, а во-вторых, недостаточно надежным, так как при повреждениях канала телемеханической связи оно будет бездействовать. Поэтому такой путь телемеханизации систем электроснабжения не используется. Все задачи, которые могут самостоятельно решаться устройствами автоматики (УАПВ, УАВР и др.) непосредственно на контролируемых объектах, должны выполняться этими устройствами, а не системами телемеханики. Телемеханизация должна лишь дополнять автоматизацию, но не заменять ее. Например, при телеуправлении включением синхронного электродвигателя с реакторным пуском система телемеханики дает лишь начальный командный импульс, а все остальные функции (закорачивание реактора, подачу возбуждения) осуществляет пусковая автоматика.
Нельзя также полностью заменить диспетчера управляющей ЭВМ. В сложных системах, каковыми являются системы электроснабжения, автоматическое управление осуществить трудно из-за отсутствия аналитического описания управляемых процессов. Поэтому наряду с различными устройствами, обеспечивающими получение и обработку информации, а также осуществляющими управление Определённые функции управления, выполняет человек [99]. При этом система управления превращается в автоматизированную систему управления (АСУ).