Организация управления системами электроснабжения

 

Режимы работы отдельных элементов любой системы электро­снабжения взаимосвязаны. Согласованное действие этих элементов обеспечивается, если важнейшие из них имеют устройства опера­тивного контроля и управления, сосредоточенные в одном месте. Таким местом, как отмечалось, является диспетчерский пункт ВДП) системы электроснабжения. Информация о работе отдель­ных элементов системы, поступающая на ДП, позволяет диспетчер­скому персоналу оценивать эффективность работы системы в целом и принимать необходимые меры по оптимизации режимов paботы, ликвидации и локализации аварий. Таким образом, диспет­черизация повышает экономичность и надежность электроснаб­жения.

Надежность работы отдельных элементов системы электроснабжения возрастает при оснащении их рассмотренными выше устройствами релейной защиты и автоматики. Однако в тех случаях, ког­да устройства автоматики и релейной защиты отдельных элементов не связаны между собой, а работают автономно, их действие не всегда приводит к тому, что система электроснабжения в целом работает в оптимальном режиме. Например, действие устройств АВР может настолько изменить схему питания, что в ней произойдет существенное перераспределение нагрузок и отдельные элементы схемы окажутся перегруженными. Поэтому даже в тех случаях, когда все элементы системы электроснабжения полностью автоматизированы, система в целом требует диспетчеризации.

В сложных системах, когда управление всеми их частями из, одного пункта оказывается трудновыполнимым, диспетчеризация имеет многоступенчатую структуру, при которой работой отдель­ных районов или частей системы управляют разные диспетчеры, а их служба координируется с центрального диспетчерского пункта. Например, работу диспетчера городских электросетей и диспетче­ров электросетей крупных промышленных предприятий согласовы­вает диспетчер энергосистемы.

В простейшем случае, когда на отдельных установках системы у электроснабжения имеется обслуживающий персонал, диспетчеризация может осуществляться путем телефонной связи диспетчера с обслуживающим персоналом. Полученную по телефону информацию об изменении состояния коммутационных аппаратов и других я элементов диспетчерский персонал фиксирует или на чертежах-заготовках, или (что более удобно) на мнемонической схеме, имеющей поворотные или съемные символы контролируемых аппара­тов. При телефонной связи между ДП и контролируемыми пункта­ми (КП) получается значительный промежуток времени с момента, требующего вмешательства диспетчера, до момента исполнения егораспоряжения (особенно в тех случаях, когда для оценки положения диспетчер делает опрос персонала нескольких КП). Кроме тогo, при диспетчеризации посредством только телефонной связи ве­лика вероятность искажения получаемых сообщений и передавае­мых распоряжений из-за плохой слышимости или помех.

Работа диспетчера оказывается гораздо более эффективной, когда информацию о режимах работы элементов системы электроснабжения он получает не по телефону, а от показывающих и регистрирующих приборов, установленных на диспетчерском пункте, и имеет возможность изменять режим работы системы, т.е. управлять ее отдельными элементами, непосредственно посылая сигналы травления на контролируемые объекты. Для этих целей, если число КП мало, а расстояние между ДП и КП невелико, можно У применить схемы дистанционного управления и сигнализации, перенося аппаратуру управления и сигнализации (ключи, сигналь­ные лампы и др.) со щитов местного управления на центральный диспетчерский щит. При большом расстоянии между ДП и КП не­обходимо увеличивать сечение проводов во вторичных цепях, что, конечно, неприемлемо. Нежелателен также перенос на диспетчер­ский щит измерительных приборов от каждого из контролируемых объектов. Кроме того, большое число измерительных прибвров на щите увеличивает его размеры.

Этих недостатков удается избежать, осуществляя взаимосвязь диспетчерского и контролируемых пунктов системами телемехани­ки. Они не требуют постоянного дежурного персонала на КП и по­зволяют вместо диспетчера использовать управляющую вычисли­тельную машину, превращаясь при этом в замкнутую телеавтома­тическую систему и обеспечивая высшую ступень автоматизации централизованного управления.

Принципиально возможно ввести сигналы телеконтроля в циф­ровую ЭВМ, установленную на ДП, и составить ее программу рабо­ты так, чтобы она в необходимых случаях посылала по каналу те­леуправления импульсы на повторное включение отключенного за­щитой оборудования, на включение резерва и т. п. Следовательно, вместо множества устройств автоматики, установленных в различ­ных местах системы электроснабжения, может работать одно централизованное устройство. Однако это устройство, во-первых, окажется довольно сложным, а во-вторых, недостаточно надежным, так как при повреждениях канала телемеханической связи оно бу­дет бездействовать. Поэтому такой путь телемеханизации систем электроснабжения не используется. Все задачи, которые могут са­мостоятельно решаться устройствами автоматики (УАПВ, УАВР и др.) непосредственно на контролируемых объектах, должны вы­полняться этими устройствами, а не системами телемеханики. Те­лемеханизация должна лишь дополнять автоматизацию, но не заменять ее. Например, при телеуправлении включением синхрон­ного электродвигателя с реакторным пуском система телемеханики дает лишь начальный командный импульс, а все остальные функ­ции (закорачивание реактора, подачу возбуждения) осуществляет пусковая автоматика.

Нельзя также полностью заменить диспетчера управляющей ЭВМ. В сложных системах, каковыми являются системы электро­снабжения, автоматическое управление осуществить трудно из-за отсутствия аналитического описания управляемых процессов. По­этому наряду с различными устройствами, обеспечивающими полу­чение и обработку информации, а также осуществляющими управ­ление Определённые функции управления, выполняет человек [99]. При этом система управления превращается в автоматизированную систему управления (АСУ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: