Упражнение «Рисуем круг»

Третий палец стоит на клавише, не забывая с ней «здороваться» (цепкость). Запястьем рисуем круги в разные стороны. Руки соревнуются между собой – какая из них лучше нарисует круг и получит выше оценку. Тогда она становится «учителем» другой руки.

Вращательные движения запястья в качестве игрового приема не нужны в первый год обучения. Но пианистический аппарат ученика должен получить разнообразную «двигательную информацию».

Игра «Подвесной мостик и овечка"

Эта игра способствует развитию ощущения веса руки, формирует навык переноса веса на кончик пальца, автоматизирует движения запястья.

Вначале ребенку необходимо объяснить, что такое подвесной мостик. Предложить ему представить, что один берег реки — плечо, а другой — клавиатура, за которую ученик цепко держится третьим пальцем, вся рука — мостик, свободно висящий над речкой. Следующий этап игры — разучивание небольшого стихотворения:

'"Течет речка, через речку — мостик.  На мосту — овечка, у овечки — хвостик".

Рис.27

Учитель (сидящий со стороны правой руки ученика) вторым и третьим пальцами своей руки, изображая овечку, "ходит" по правой руке ученика (по "мостику") и читает стихотворение. Затем он говорит, что овечке очень понравился мостик и она стала его раскачивать из стороны в сторону, играть с ним. При этом рука ученика, когда вы ее раскачиваете, должна "болтаться" как плеть. Овечка приглянулась мостику, и он захотел с нею подружиться. Для того, чтобы обратить на себя внимание, мостик начал подбрасывать овечку ("Подбрасывает" овечку - запястье ученика, которое учитель поднимает вверх и отпускает для свободного падения). После такого замечательного знакомства овечка и мостик вместе танцуют и гуляют по клавиатуре (учитель, придерживая правой рукой третий палец ученика, а также своей левой рукой помогая ученику делать круговые движения запястьем, переносит руку ученика с клавиши на клавишу по гамме до мажор).

Рис.28

Следующий этап этих упражнений связан с тем, что ребенок, приобретя некоторый  навык,  выполняет "прогулку" третьим пальцем по клавиатуре частично самостоятельно. Это означает, что учитель своей левой рукой чуть придерживает кисть ученика, направлял ее движения, а третий палец играет без помощи педагога. Правая рука учителя при этом импровизирует в верхнем регистре музыкальное сопровождение "прогулке".

И, наконец, заключительный этап упражнения связан с овладением учеником навыков, описанных выше. Ребенок умеет самостоятельно, как отдельными, так и обеими руками (по очереди и синхронно), исполнять гамму до мажор (или ля минор) третьими пальцами. Учитель за вторым инструментом либо в нижней части клавиатуры импровизирует различный аккомпанемент, стремясь к метро-ритмическому разнообразию.

 

Заключение

Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта.Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастет огромное дерево. Г.Г.Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их появления и роста.

 Надо сделать интересными для ребят начальные занятия музыкой, избежать атмосферы скуки, которая может надолго вызвать у ребёнка стойкую неприязнь к музыке.

 Трудно и важно вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни. Надо открыть ему чудесную загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка.

Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.

Вместе с интересом к музыке надо столь же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ своими силами. Желание добиться его воплощения естественно. Но отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать».

Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля – вот что движет в работе учащегося. Не ради техники должен он заниматься, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда и саму технику.

 

Список литературы:

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Изд.2/- М.: Советский композитор, 1996, 101с.

2. Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано. Учебно-методическое

Пособие /С.А.Барсукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004, 128с.

3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.,1961, 44с.

4. Гат Й. Техника фортепианной игры. – Будапешт, 1967, 244с.

5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-XXI, 2003, 148с.

6. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения. – Новосибирск, 2001, 44с.

7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд.4/– М.: Музыка, 1982, 300с.

8. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста  /Е.М.Тимакин. -  М.: Советский композитор, 1989, 143с.

9. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков /А.А.Шмидт-Шкловская. – Л.: Музыка, 1985, 69с.

10. Штепанова-Курцова И. Фортепианная техника. Методика и практика / Ред. Н.К. Васильев. – К.: Музична Украина, 1982, 159 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: