Альтернативы в управленческих решениях

 Лица, принимающие решения, часто не осознают важности составления списка альтернатив. Совершенно очевидно, что в конечном счете может быть выбрана не самая лучшая альтернатива из числа рассматриваемых. В этом смысле качество выбора ограничено качеством альтернатив. Исчерпывающий список имеющихся альтернатив оказывает большую помощь при принятии решений. Принятие решений есть выбор одной из альтернатив, и составление их списка является неотъемлемой частью это процесса. В некотором смысле составление списка альтернатив совершенно аналогично определению задачи при инженерном анализе. Когда альтернативы неопределенны, список их неполон или даже непродуман, принять решение невозможно. Однако когда альтернативы четко

перечислены, задача больше не является неосязаемой.

 

 

Имеется одна альтернатива, которая почти всегда, во всяком случае в

самом начале, присутствует в любом списке. Это альтернатива - не принимать

решения вообще. Иногда (и только иногда) оптимальным компромиссом будет

отложить принятие решения, чтобы иметь больше времени для накопления новых

фактов. Если же цель должна быть достигнута немедленно, то, разумеется,

обычно нельзя откладывать принятия решений на неопределенно долгий срок.

 

Организационные решения — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой их должностью. Цель организационных решений — обеспечение движения к решению поставленных перед организацией задач.

 Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными

 Запрограммированные организационные решения — это структурированные решения, результат реализации определенной последовательности шагов к действий, подобных тех, которые принимают при решении математического уравнения.

Незапрограммированные решения требуются, если ситуации новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

 Поскольку здесь невозможно заранее определить последовательность шагов, руководитель должен разрабатывать процедуру принятия решений. Компромиссы – любое решение имеет отрицательные последствия, поэтому руководитель должен их предвидеть, рассматривая организации с позиции целого. Каждый руководитель, принимая решения, идет на компромисс, т.е. допускает, что выбранная им альтернатива имеет недостатки, возможно даже значительные.

 

 

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей могут быть различными:

 

1)          метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение – решения называются интуитивные;

 

2)          метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решение обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практических опыт - это решения основанные на суждениях

 

3)          метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновывать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники – это рациональные решения.

 

При выборе управленческого решения к нему предъявляется следующие требования:

обоснованность решения;

 оптимальность выбора;

 правомочность решения;

краткость и ясность;

конкретность во времени;

 адресность к исполнителям; 

 оперативность выполнения

 

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности.

 

В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

• техническое развитие;

• организация основного и вспомогательного производства;

• маркетинговая деятельность;

• экономическое и финансовое развитие;

• организация заработной платы и премирования;

• социальное развитие;

• управление;

• бухгалтерская деятельность;

• кадровое обеспечение;

• прочие виды деятельности.

 

Принимаемые решения должны основаться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

 

Руководители обязаны постепенно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

 

Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческий решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современных крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономических методов.

 

Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

• на входящую и исходящую;

• обрабатываемую и необрабатываемую;

• текстовую и графическую;

• постоянную и переменную;

• нормативную, аналитическую, статистическую;

• первичную и вторичную;

• директивную, распределительную, отчетную.

 

2. Классификация управленческих решений

 

Управленческие решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:

· решения плановые;

· организационные;

· контролирующие;

· прогнозирующие.

Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:

· экономических;

· организационных;

· технологических;

· технических; · экологических и прочих.

Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:

· единоличные;

· коллегиальные;

· коллективные.

Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин:

· компетентности руководителя;

· уровня квалификации коллектива;

· характера задач;

· ресурсов и т.д.

По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:

· текущие (оперативные);

· тактические;

· стратегические.

По причинам возникновения управленческие решения делятся на:

· ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

· по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

· программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

· инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

· эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:

· графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);

· математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

· эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения делятся на:

· жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

· ориентирующие, определяющие направление развития системы;

· гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

· нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

 

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения, принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

 

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются “с наскока”, “рывками”.

 

Инертные решения, становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

 

Рискованные решения, отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

 

Осторожные решения, характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: