Определите понятие пенитенциарной психологии

Пенитенциа́рная психоло́ги я (исправительная психология, исправительно-трудовая психология) (от лат. poenitentia — раскаяние, покаяние) изучает психологические основы ресоциализации осуждённых: восстановление у них нарушенных социальных личностных качеств, динамику их личностей в процессе исполнения наказания (то есть отбывания срока), их поведение[1]. Заключённые способны переосмыслить свои ценности в процессе ресоциализации, научиться ставить положительные для них цели, развить навыки социально положительного поведения. Областью изучения пенитенциарной психологии являются исследования эффективности наказания, исследования соответствия исправительного законодательства задачам исправления осуждённых.

Какова роль ресоциализации и насколько она эффективна?

Ресоциализация осужденных – это процесс восстановления навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания, предполагающий социальное познание и общение, овладение навыками практической деятельности, то есть преобразование самого человека (самоперевоспитание). Ресоциализация осужденных – это сложная система реабилитационных мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности. Это усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентации, осознанное подчинение правовым и иным нормам (См.: Исправительные программы различных категорий преступников. – Домодедово, 1991. С. 4.).

 

То, что у нас определяют словом «ресоциализация», в зарубежной практике называют социальной терапией. К ее основным направлениям относят: обучение осужденных, труд, занятия спортом, участие в культурно-просветительных мероприятиях.

 

А.В. Пищелко (1992) предлагает следующий поэтапный вариант ресоциа-лизации:

 

1-й этап – строгая изоляция, цель – лишить возможности продолжить привычную тюремную практику;

 

2-й этап – принуждение к выполнению правовой нормы, если осужденный отказался от асоциального поведения, то для него создается возможность организации своей жизни в пенитенциарном учреждении в соответствии с другими нормами.

 

3-й этап – приучение осужденного к нравственной норме; осужденный включается в разные виды деятельности, в том числе участвует в самодеятельных организациях;

 

4-й этап – упражнения в социальном поведении, приобретение социальных навыков.

 

Конкретизация цели исправления по отношению к определенному осужденному предполагает фиксирование ее в качестве адресной помощи, суть которой заключается в содержании личностных предпосылок, обеспечивающих его способность к законопослушному поведению в обществе (или восстановление ее), поддерживающих его позитивный личностный потенциал (А.И. Коробеев, А.В. Усе, Ю.В. Голик, 1991).

 

Поддержку получает и модель специального социально-психологического обращения, и модель медицинской терапии (места лишения свободы как «клиники»).

 

Трудности в реализации модели ресоциализации связаны, как правило, с традиционными методами содержания преступников в тюрьмах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: