Существуют много методов анализа конфликтных ситуаций

Например:

1. Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.

2. Метод эмпатии основан на технике вникания в переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен. К типу “художников” - людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки.

3. Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник. Преподаватели математических дисциплин часто относятся к типу “мыслителей”.

Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будет снятие психического напряжения, которое осуществляется разнообразными способами. К примеру, просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставлением права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.

Наиболее простым способом разрешения конфликтной ситуации является проявление нежности по отношению к партнеру. Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Например, после очередного замечания в адрес обучающегося с его стороны звучит раздраженная реплика, что к нему все придираются, и ему это изрядно надоело. Проявлением нежности педагогу удается снять это состояние ребенка. Недавно я стала свидетелем подобной конфликтной ситуации, и реакция педагога меня очень порадовала. Фраза, сказанная с нежностью: "Не знаю, как у других, а у меня всегда так получается - кого сильнее всех люблю, тому больше всего от меня достается. Ты уж прости меня, пожалуйста...", быстро нейтрализовала конфликтную ситуацию.

Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а потому требующим чутья, мастерства и виртуозности, является использование юмора. Юмор - это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо. Благодаря юмору участники конфликта имеют возможность подняться над ситуацией и увидеть в ней смешные элементы. Некоторые наши педагоги используют именно этот метод, при этом акцентируют внимание на том, чтобы шутка была доступна для понимания каждого из субъектов, чтобы она не содержала сарказма или иронии, не была оскорбительна для них.

Компромисс одна из наиболее эффективных и наиболее распространенных форм разрешения конфликта. Под компромиссом понимается взаимная обоюдная уступка субъектов друг другу на основе соглашения между ними. Используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает самооценку детей, поскольку апеллирует к их достоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации.

В отдельных случаях для разрешения конфликта используется форма третейского суда. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимому лицу. Данная форма используется педагогами техникума, но по какой-то неизвестной причине этим независимым лицом в большинстве случаев считаются представители администрации техникума. При возникновении конфликта провинившегося подростка без разговоров ведут к представителю администрации, снимая с себя ответственность за судьбу этого обучающегося. Конфликт же в этих случаях обычно не разрешается, административное воздействие не снимает противоречия, возникшего между педагогом и подростком, а зачастую даже усугубляет, приводит к потере престижа преподавателя в глазах обучающегося.

В особых случаях, когда конфликт зашел слишком далеко, педагог вынужден прибегать к психологически более сложным способам, таким, как ультиматум, временное расставание и принуждение.

1. Форма временного расставания (т.е. отстранение от взаимодействия с преподавателем) будет эффективной только в сложенном студенческом коллективе, а в диффузной группе (не сформированной на совместное взаимодействие) она дискредитирует себя и подрывает авторитет педагога.

1. Разрешение конфликта наложением на обучающихся различных санкций хотя и является основным в практике преподавателей, но не очень эффективно, хотя пренебрегать этим способом тоже не следует (не используя при этом, конечно, угрозы, высмеивание). Для того, чтобы не усугубить развитие конфликта, рекомендуется использовать данный метод в крайне редком случае и при полной уверенности в своем авторитете среди обучающихся.

2. Использование же ультиматума и принуждения оправдано только в экстраординарных условиях, когда требуется резкое изменение поведения студента, ибо дальнейшее развитие событий может нанести вред здоровью и жизни. Ошибка многих преподавателей состоит в том, что они считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у обучающегося после принуждения исчезло. В действительности же, заставив студента выполнить свое распоряжение, преподаватель не устраняет причину конфликта, а переводит его в другую, скрытую форму.

В педагогической деятельности существует ряд способов «беспроигрышного разрешения конфликтов – важными из них являются «Активное слушание» и «Я-сообщение».

«Активное слушание» (констатация чувств собеседника). Во всех случаях, когда обучающийся расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, даже когда он голоден или устал, мы говорим, что у него эмоциональная проблема. Первое, что нужно сделать, - дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств помогает снять конфликт или напряжение.

«Я-сообщение» (констатация своих чувств). Если что-нибудь не нравится в действиях обучающегося постарайтесь не упрекать его. На упреки типа «Опять ты!» обучающийся обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. «Я - сообщение» имеет ряд преимуществ: оно позволяет в необидной форме выразить негативные чувства; позволяет подростку узнать ощущения и чувства педагога; высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, мы оставляем за подростком возможность самому принять решения и учесть наши переживания.

Причиной многих конфликтов является недостаточный уровень педагогического общения преподавателей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их, к сожалению, часто нарушаем именно мы, педагоги. Существует несколько основных правил бесконфликтного общения.

Правила бесконфликтного общения:

- научитесь правильно слушать (не перебивать собеседника, не делать поспешных выводов и возражений, не давать непрошенных советов, проявлять заинтересованность, эмпатию и уважение к говорящему);

- сначала ответьте на аргументы собеседника, а потом приводите собственные аргументы;

- выражайте свои мысли и чувства в вежливой форме, ведите аргументацию корректно по отношению к собеседнику;

- оперируйте простыми, ясными, точными понятиями;

- стремитесь к открытому общению, преодолевайте барьеры в общении;

- не употребляйте конфликтогены (слова, действия или бездействие, могущие привести к конфликту), не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген;

- избегайте категоричности, подшучиваний, напоминаний о какой-то проигрышной ситуации и т.п.;

- делайте как можно больше благожелательных посылов (все, что поднимает настроение собеседнику: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение);

- учитывайте личностные особенности собеседника (особенности восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики; типы темперамента, черты характера и т.д.);

- критикуйте конструктивно, для этого следует:

· Избегать несправедливой критики, не критиковать отсутствующих.

· Указывая человеку на ошибку, необходимо начать с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

· Сначала следует поговорить о собственных ошибках, а затем критиковать собеседника.

· Лучше указать на конкретные ошибки, чем говорить общие фразы.

· Критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.

· Критикуя важно пояснить, как можно исправить ситуацию.

 

Существует ряд вербальных приемов предупреждения и разрешения конфликта. Четко построенные фразы и высказывания педагога, очень часто, уже на начальной стадии способны погасить зарождающийся конфликт. Вот некоторые примеры:

1. «Вам (тебе) важно …». Задача озвучить потребности и намерения оппонента.

2. Перевод «минусов» в «плюсы». «Как здорово, что в нашей группе есть такой внимательный человек. Это хорошее качество вашей личности» или «Приятно когда…»

3. Использование труизмов (цитат, анекдотов, строчек песен, афоризмов и т.д.).

4. Просьба – совет. Основная цель отсрочить реакцию «Я вас услышала, но чтобы полностью решить ваш вопрос предлагаю встретиться после уроков»

5. «Вы - посыл». «Аргументируйте мне…», «На основе каких фактов вы сделали такой вывод»

6. «Многие / Большинство». «Большинство моих коллег так не считает», «Многие ребята думают по другому»

7. «Срыв маски» (используется в крайних случаях). Прямолинейно озвучиваем то, что все понимаем. «Ты хочешь поконфликтовать или решить вопрос?»

8. «Я - высказывания»

9. «Соучастие». Реализуется указанный прием в форме следующих высказываний: «Как нам с вами поступить?», «Что нам делать дальше?»

10. Воздействие на чувство самоуважения другого человека, апелляция к более благородным мотивам («Вы же умный человек»).

 

Подводя итоги, необходимо отметить, что не существует универсальных правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированы, прежде всего, на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мы научимся таковую признавать в подростках, конфликты, особенно в педагогических ситуациях можно избежать.


3. Технология этической защиты педагога.

Педагогическая технология - прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог.

В процессе взаимодействия и общения с детьми этическая защита совершенно необходима педагогу по причине неопытности детей в общении с другим человеком, а также по причине подражания, свойственного детям, воспринимающим в социальной среде и грубые формы взаимоотношений, в том числе оскорбительные.

Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что дети плохо осознают наносимый ими морально-психологический урон, поэтому педагог может защититься скрытым способом. Назначение педагогической этической защиты в итоге сводится к инициированию субъектности ребенка, то есть его способности осмысливать произведенное или производимое по отношению к другому человеку.

Способы этической защиты помогут не только оградить достоинство педагога, что часто является его единственной целью, но и сохранить достоинство ребенка. А это всегда ведет к улучшению взаимоотношений, повышает планку уровня общения.

 

Этическая защита выполняет три основных функции:

· во-первых, она ограждает личность педагога от оскорблений;

·  во-вторых, она предлагает ребенку иной образ поведения в состоявшейся ситуации;

·  в-третьих, она дает обучающемуся шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность укрепить взаимоотношения со старшими.

Перечислим основные задачи этической защиты:

1) сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставить заслон оскорблению;

2) корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может вызвать агрессию;

3) сохранение достоинства партнера - развивает и углубляет взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком уровне.

Рассмотрим некоторые способы этической защиты, дальнейшее использование которых полезно не только в педагогической деятельности, но и в любой другой сфере взаимоотношений

Мягкие способы защиты

1. Вопрос на воспроизведение -- приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял...?», «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?». Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне.

2. Вопрос об адресате -- инструментируется наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издевки, высокомерия).

3. Окультуренное воспроизведение -- производится с целью корректирования поведения. Суть в демонстрации партнеру другой формы общения (культурной). Парадигма: «Если я вас правильно понял...», и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения).

4. Ссылка на личностные особенности -- декларация, признание каких- либо личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне:

«Я не привык к такому...», «Мне всегда неловко...», «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.

5. Оправдание поведения -- способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. «Вероятно, ты хотел...», «Наверное, ты думал...». Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.

6. Проявление доброжелательности -- способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне...», «Если бы не вы, я бы забыл или не заметил...», «Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне...»

Вторая задача корректировка поведения ученика.

С неё нельзя начинать. Можно вызвать агрессию и новый поток оскорблений. Эта задача продолжение первой.

Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в вязкое болото нравоучений и открытой оценки. И помните главное: даже защищаясь, вы призваны развивать личность обучающегося, поскольку учитель - эталон для подражания.

 

Наиболее высоким уровнем нравственной и этической воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Этически воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. Вашему вниманию участникам конкурса я предлагаю практические ситуации, которые они могут решить используя этические способы защиты. Каждый участник получает 1 ситуацию и 5 способов ее решения


Практическая часть.

Для формирования основ этической культуры учитель проводит специальные этические обсуждения, обсуждают прочитанные книги, материалы из детской методической печати, анализируют примеры из жизни, специальные дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, выводят школьников прямо на свободный выбор взглядов, мнений, суждений, оценок, идеалов. Таким образом, деятельность учителя приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия, или группового дела.


4. Психологическая саморегуляция.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: