Тормозные механизмы трактора и прицепа

 

Для снижения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии тракторы оборудуют тормозной системой. Различают тормозные системы следующих видов: стояночную, которая служит для удержания машины на склоне, и рабочую, необходимую для снижения скорости движения машины и ее полной остановки с необходимой эффективностью.

 

Тормозная система состоит из тормозного механизма и его привода. Тормозной механизм. Он служит для создания искусственного сопротивления движению трактора. Наибольшее распространение получили фрикционные тормоза, принцип действия которых основан на использовании сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными, ленточными и дисковыми. барабанном тормозе силы трения создаются на внутренней, цилиндрической поверхности вращения, в ленточном – на наружной, а в дисковом – на боковых поверхностях вращающегося диск


По месту установки различают тормоза колесные и центральные (трансмиссионные). Первые действуют на ступицу колеса, а вторые – на один из валов трансмиссии. Колесные тормоза используют в рабочей тормозной системе, центральные – в стояночной.

 

Привод тормозов. Он предназначен для управления тормозными механизмами при торможении. По принципу действия тормозные приводы разделяют на механические, пневматические и гидравлические.

 

Рассмотренные ранее рабочие тормозные системы – пример применения тормозных механизмов с механическим приводом.

 

рабочей тормозной системе колесных тракторов общего назначения используют пневматический привод тормозов.

 

 


 

ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРОВ

 

Оборудование тракторов делят на рабочее и вспомогательное. Рабочее оборудование (навесная гидросистема, прицепное устройство, прицепной крюк, ВОМ, приводной шкив) служит для использования мощности трактора при выполнении различных работ в агрегате с сельскохозяйственными машинами и орудиями.

 

Вспомогательное оборудование предназначено для улучшения условий труда тракториста-машиниста.

 



Рабочее оборудование

 

Механизм навески. Навесная гидросистема состоит из механизма навески и гидропривода.

Механизм навески. Он смонтирован сзади трактора и служит для присоединения к нему навесных и полунавесных орудий и их установки в рабочее или транспортное положение. Трактор, оборудованный навесной системой, с сельскохозяйственным орудием образуют навесной машинно-тракторный агрегат. По сравнению с прицепным у него хорошая маневренность, меньший расход топлива на единицу выполненной работы, относительно малая металлоемкость.

 

На всех изучаемых тракторах механизм навески выполнен по единой рычажно-шарнирной схеме. Он состоит из нижней 14 (рис. 18.1) и верхней 1 осей, закрепленных на раме трактора, верхней (центральной) тяги 4, подъемных рычагов 3 и связанных с ними нижних продольных тяг 7.

 

На верхней оси свободно вращается полый вал, внутри которого с обеих сторон запрессованы чугунные втулки. На шлицевых концах вала установлены подъемные рычаги. На левом конце вала свободно помещен поворотный рычаг 2 штока гидроцилиндра, который соединен односторонней связью с левым подъемным рычагом

При работе трактора с навесными орудиями, заглубляемыми принудительно, поворотный рычаг штока и левый подъемный рычаг жестко соединяют пальцем 15, вставляемым в отверстие А. Запрещается вставлять палец в это отверстие при работе с машинами и орудиями, не требующими принудительного заглубления (плугами, сеялками, культиваторами и т.п.).

 


 

Рисунок 18.1. Механизм навески тракторов ДТ-75Д и ДТ-75МЛ:

 

1 и 14 – верхняя и нижняя оси; 2 – поворотный рычаг; 3 – подъемные рычаги; 4 и 7 – верхняя (центральная) и нижняя тяги; 5 – поворотный вал подъемных рычагов; 6 – регулировочная муфта; 8 – ограничительная цепь; 9 и 75 – пальцы телескопического и жесткого соединений; 10 – регулировочная муфта верхней тяги; 11 – стойка крепления навески в транспортном положении; 12 – пружина; 13 – упор; А – отверстие под палец, соединяющий шток с поворотным рычагом.

 

Навесное орудие присоединяют к концам нижних продольных тяг и центральной тяги сферическими шарнирами. Если золотник установлен в положение «Подъем», то поршень под давлением масла, воздействуя на шток и поворотный рычаг, поворачивает вал вместе с подъемными рычагами 3. Продольные тяги 7 с орудиями поднимают в транспортное положение наружными рычагами с помощью раскосов. Механизм навески при соответствующей наладке может работать по двух- и трехточечной схемам присоединения орудия к трактору.

 

Двухточечную схему навески применяют для работы с плугами. Передние концы нижних продольных тяг закрепляют вместе на центральной головке с помощью упора

 

Одну тягу крепят жестко, а другую – шарнирно. Трактор с заглубленными в почву орудиями может совершать повороты под углом до 20°.

 

Трехточечную схему навески используют при работе с широкозахватными навесными орудиями – сеялками, культиваторами, боронами. Навесные орудия располагают симметрично относительно оси трактора.

 


Гидропривод

Гидропривод предназначен для поднятия и опускания с места водителя орудий, присоединенных к трактору. В гидропривод входят бак 2 (рис. 18.2), гидронасос 1, распределитель 3 и гидроцилиндры 6.

Бак соединен металлическим трубопроводом со всасывающей камерой насоса. Нагнетательная камера насоса трубопроводом сообщается с распределителем. Рукоятка 5 золотника расположена в кабине. Благодаря трехзолотниковому распределителю можно управлять раздельно сельскохозяйственными машинами и орудиями, расположенными сбоку, впереди и сзади трактора с помощью гидроцилиндров, с которыми соединена нагнетательная полость распределителя. Его сливная полость соединена с баком через фильтр.

 

 

Рисунок 18.2. Схема навесной гидросистемы:

1 – гидронасос; 2 – бак для масла; 3 – распределитель; 4 – золотник; 5 – рукоятка золотника; 6 – гидроцилиндр; 7 – маслопроводы; 8 – механизм навески; 9 – навесное орудие; 10 – опорное колесо

 

Действие гидросистемы основано на использовании давления масла, нагнетаемого гидронасосом в гидроцилиндр. Во время работы гидронасос засасывает масло из бака и под большим давлением подает его к распределителю. В зависимости от положения рукоятки распределителя масло по маслопроводу 7 направляется в гидроцилиндр, поднимая или опуская соединенное с ним орудие, или сливается в бак.

 

Универсально-пропашные тракторы оборудованы гидравлическим или механическим догружателем ведущих колес. Он служит для увеличения сцепного веса трактора и повышения его проходимости за счет навесного орудия.

 

Составные части навесной гидросистемы соединены маслопроводами. Маслопроводы низкого давления, связывающие бак с насосом и распределителем, изготовлены из стальных труб. Маслопроводы высокого давления, идущие от распределителя к гидронасосу и к гидроцилиндрам, выполнены из жестких и гибких Труб. Стенки гибких маслопроводов имеют три слоя: наружный и внутренний изготовлены из резины, средний - из металлической оплетки.

 

Запорное устройство соединительных муфт с самозапирающимися клапанами служит для облегчения снятия и установки гидроцилиндров. Если запорное устройство разъединено, то шарики плотно прижаты к гнездам пружинами.

 

Маслопроводы, идущие к гидроцилиндрам, расположенным на прицепных машинах, соединены разрывными муфтами, предохраняющими шланги от разрушения при случайном отсоединении прицепного орудия.

 

Для гидросистемы применяют моторные масла группы В: М-8В и МГЕ-46В.

 

Бак. Он служит резервуаром для рабочей жидкости(масла)и состоит из корпуса икрышки. Бак сварен из двух штампованных из листовой стали половин. В верхней половине размещены заливная горловина, масломерная линейка, сапун и фильтр. Корпус бака служит остовом основных агрегатов гидросистемы. К нему прикрепляют сзади распределитель и гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ), а снизу – гидронасос с приводом. В заливной горловине установлен сетчатый фильтр.

 

Масломерная линейка 4 представляет собой стержень, на котором нанесены метки:

– нижний уровень масла в баке; П – верхний уровень; С – уровень масла при работе со стогометателем.

 

Фильтр очищает масло, поступающее в бак из системы.

некоторых тракторов фильтр и гидронасос расположены не в самом баке, а отдельно и соединены с баком маслопроводом.

 

Гидронасос. Насосы,применяемые в гидросистеме тракторов,шестеренные типаНШ-У (унифицированные) или НШ-К (круглые). Они отличаются подачей и направлением вращения (указана буква «Л» в марке насоса). Нельзя устанавливать насос левого вращения вместо правого и наоборот. Однако у гидронасоса можно поменять вращение на обратное. Подача насоса (в кубических сантиметрах на один оборот) обозначена цифрой в марке насоса.

 

Шестеренные насосы гидросистемы одного типа независимо от подачи одинаковы по устройству. Их рабочее давление высокое (до 20 МПа), поэтому их детали изготавливают с большой точностью.

 

Каждый насос снабжен своим специальным устройством, которое предотвращает утечку масла из нагнетательной полости во всасывающую.

 

Гидроцилиндры. Они предназначены для поднятия или опусканиясельскохозяйственных орудий. На тракторе установлен один основной гидроцилиндр в комплекте с механизмом навески. Выносные гидроцилиндры комплектуют с гидрофицированными прицепными орудиями на заводах.

 

Все гидроцилиндры конструктивно выполнены одинаково и различаются только размерами деталей. Цифра в марке обозначает внутренний диаметр гидроцилиндра в миллиметрах. Рассматриваемые гидроцилиндры двустороннего действия. Масло может нагнетаться под давлением как в переднюю, так и в заднюю полость.

 

Распределитель направляет поток масла от гидронасоса в гидроцилиндры.Онавтоматически переключает систему на холостой ход по окончании опускания орудия, а также предохраняет ее от перегрузки.

 

На тракторах устанавливают трехзолотниковый распределитель с независимой работой каждого золотника. Цифра в марке распределителя означает максимальную пропускную способность, выраженную в литрах в минуту.

 

Распределитель состоит из корпуса, верхней и нижней крышек, трех золотников, перепускного и предохранительного клапанов.

 

В корпусе распределителя имеются отверстия для золотников и каналы для прохода масла. Главный подводящий канал соединяется с насосом. Отводные каналы, выходящие наружу попарно напротив каждого золотника, соединяются с гидроцилиндрами. Причем масло, выходящее из каналов, расположенных на уровне отлитой на корпусе буквы П, должно поступить в цилиндр для подъема орудий. Напротив перепускного клапана в корпусе распределителя находится сливной канал, который соединяется с баком гидросистемы.

 

Каждый золотник, управляя работой одного гидроцилиндра, может занимать четыре положения. Золотники перемещают шарнирно соединенными с ними рычагами. При перемещении золотники определенным образом располагаются выточками против соответствующих каналов в корпусе. С наружными концами рычагов соединены рукоятки управления. Среднее положение рукоятки – «Нейтральное». Ее перемещение вниз соответствует положению «Подъем», вверх – «Опускание» и крайнее верхнее положение – «Плавающее».

 

«Подъем». В этом положении золотник кольцевой проточкой соединяетнагнетальную полость распределителя с отводным каналом и задней полостью цилиндра. Одновременно другой кольцевой проточкой золотник соединяет переднюю полость гидроцилиндра со сливной полостью распределителя.

 

«Опускание». В этом положении золотник соединяет с насосом канал и маслонагнетается в переднюю полость гидроцилиндра, перемещая поршень назад. Орудие принудительно опускается. Из задней полости гидроцилиндра масло вытесняется поршнем по шлангу через канал распределителя в бак.

 

«Нейтральное». В этом положении золотник перекрывает отводные каналы.Масло

 

гидроцилиндре оказывается закрытым. Орудие удерживается в определенном положении. Масло, нагнетаемое насосом в канал, вхолостую сливается в бак через перепускной клапан.

 

«Плавающее». В этом положении насос тоже работает вхолостую и масло идетчерез перепускной клапан в бак. Однако обе полости гидроцилиндра сообщаются через распределитель, и поршень может свободно перемещаться (плавать) под действием силы тяжести навесного орудия, копирующего опорным колесом рельеф поля.

 

рабочих положениях золотник фиксируется специальным устройством. Из положений «Подъем» и «Опускание» золотник возвращается автоматически в положение «Нейтральное». Механизмы автоматического возврата и фиксации смонтированы на верхнем конце золотника.

 

Фиксирующее устройство. Оно состоит из шариков,втулки и обоймы,в пазыкоторой могут входить шарики. При рабочих положениях золотника втулка под действием пружины конической частью распирает шарики и удерживает их в крайних пазах обоймы. Другой половиной шарики входят в гнезда золотника и удерживают его рабочем положении.

 

Пружина находится в сжатом положении и упирается через опорные стаканы одним концом в крышку распределителя, а другим – в золотник, стремясь перевести его в положение «Нейтральное» (по рисунку – вниз).

 

Механизм автоматического возврата. Он срабатывает после окончания рабочихопераций. Когда при подъеме или опускании орудия поршень доходит до крышки гидроцилиндра, давление в нагнетательной полости распределителя повышается до определенного значения (например, у некоторых тракторов до 12,5...13,5 МПа).

 

Если механизм автоматического возврата не сработает, то начинает действовать предохранительный клапан, отрегулированный на большее давление, чем клапан механизма автоматического возврата золотника (например, на 18 МПа). В этом случае сливная полость перепускного клапана соединяется с основной сливной полостью через канал и открытый предохранительный клапан. Под давлением масла перепускной клапан открывается благодаря каналу и пропускает масло через сливную полость распределителя в бак.

 

Работа предохранительного клапана сопровождается характерным шумом и перегревом масла, поэтому при неработающем механизме автоматического возврата золотник необходимо перевести вручную в положение «Нейтральное».

 

На пропашных тракторах, оборудованных гидравлическим регулятором, механизм автоматического возврата из положения «Опускание» не работает. В этом случае, работая с навесными орудиями, следует использовать только положения рукояток распределителя «Подъем» и «Плавающее». Запрещается устанавливать рукоятку в положение «Опускание» при наличии регулятора и работе с навесными почвообрабатывающими орудиями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: