Раздаточная коробка. Промежуточные соединения

 

Раздаточная коробка служит для передачи вращающего момента от вторичноговала на ведущие мосты колесного трактора повышенной проходимости.

 

Раздаточная коробка универсально-пропашного трактора предназначена для привода переднего ведущего моста и закреплена сбоку КП. С помощью раздаточной коробки передний мост включается автоматически при буксовании задних колес.

 

Раздаточная коробка представляет собой одноступенчатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода.

 

Промежуточные соединения. При размещении одного агрегата относительнодругого на некотором расстоянии вращающий момент передается через промежуточные соединения или карданные передачи. Они служат для передачи вращающего момента от одного вала другому, геометричесие оси которых могут не совпадать. Их обычно устанавливают между валом сцепления и первичным валом КП.

 

По числу шарниров промежуточные соединения делят на одинарные (с одним шарниром) и двойные (с двумя шарнирами и валом между ними). По конструкции различают жесткие (состоящие из металлических деталей) и мягкие – с упругими (резиновыми) рабочими элементами. В основном на тракторах используют мягкие (упругие) промежуточные соединения. Они обеспечивают возможность передачи вращающего момента при углах между соединяемыми валами до 3°.

 

Карданные передачи. Они предназначены для передачи вращающего моментамежду агрегатами, оси валов которых могут смещаться при движении. Их применяют главным образом на колесных тракторах для соединения ведомого вала КП с валами раздаточной коробки и ведущих мостов. Простая карданная передача состоит из карданных шарниров и вала. Карданные шарниры обеспечивают угловое перемещение карданного вала (до 24°), а свободные шлицевые соединения вилок карданного шарнира с валом – изменение расстояния между шарнирами.

 

По числу шарниров на валу различают одинарные и двойные (с карданами на обоих концах) карданные передачи.

 

 

Валы карданной передачи изготовлены из тонкостенных стальных труб. На их концах приварены вилки карданных шарниров (или с одной стороны – вилка, а с другой – шлицевая втулка).

 

Наибольшее распространение получила карданная передача с жесткими карданными шарнирами.

 


 

ВЕДУЩИЕ МОСТЫ.

Ведущий мост объединяет группу механизмов, которые передают крутящий момент от коробки передач ведущим колесам. Задние мосты всех тракторов ведущие. Чтобы уменьшить буксование, улучшить проходимость и увеличить силу тяги крутящий момент подводят не только к задним, но и к передним колесам, для чего передний мост ряда тракторов делают тоже ведущим.

 

Схема заднего моста колесного трактора показана на рисунок 14.1. Вращение от вторичного вала 3 коробки передач передается через конические шестерни 2 промежуточной передачи на дифференциал 7 и далее через полуоси 6 и шестерни 4 конечных передач – ведущим колесам 5. Тормоза 1 обеспечивают как совместное, так и раздельное торможение ведущих колес.

 

Рисунок 14.1. Схема заднего моста колесного трактора:

 

1 – тормоза, 2 – конические шестерни промежуточной передачи, 3 – вторичный вал коробки передач, 4 – шестерни конечной передачи, 5 – ведущее колесо, 6 – полуось, 7 – дифференциал

 

Передний ведущий мост по схеме передачи крутящего момента подобен заднему. Некоторые ведущие передние мосты имеют устройство, позволяющее поворачивать колеса относительно вертикальной оси, что необходимо для управления трактором.

 

задних мостах изучаемых гусеничных тракторов дифференциала нет, но имеется механизм управления, позволяющий независимо отключать каждую гусеницу.

 

Ведущий мост состоит из картера с кожухами полуосей, главной передачи, дифференциала и полуосей.

 

Главная передача. Различают одинарные и двойные главные передачи.

 

Главная передача представляет собой одну или две пары шестерен и служит для передачи крутящего момента от карданной передачи к полуосям под прямым углом, а также для увеличения тяговой силы.

 

Одинарная главная передача состоит из двух конических шестерен: одной ведущей(малой) и одной ведомой (большой).

 

двойной главной передаче две пары шестерен:одна пара конических и одна парацилиндрических. За счет двух пар шестерен в двойной передаче получается большое передаточное число при сравнительно небольших размерах шестерен. Двойные передачи устанавливают на большегрузных автомобилях.

Дифференциал дает возможность вращаться ведущим колесам с различной скоростью при поворотах автомобиля и неровностях дороги, что необходимо для уменьшения износа шин.

 

Рисунок 14.2. Схема устройства и работы дифференциала:

 

– автомобиль идет по прямой, сателлиты не вращаются, ведущие колеса вращаются с одинаковой скоростью; б – автомобиль движется по закруглению, скорости ведущих колес разные, сателлиты вращаются вокруг своих осей; 1 – ведомая шестерня; 2 – ведущая шестерня; 3 – сателлит; 4 – полуосевая шестерня; 5 – полуось

 

Дифференциал (рис. 14.2)состоит из коробки,внутри которой на пальце иликрестовине установлены сателлиты – небольшие конические шестерни. Сателлиты зацеплены с шестернями полуосей. Коробка дифференциала вращается на двух конических роликовых подшипниках. К фланцу коробки приклепывают ведомую шестерню главной передачи. При движении автомобиля усилие от главной передачи передается на коробку дифференциала, затем через палец или крестовину на сателлиты, а от них через полуосевые шестерни и полуоси к ступицам ведущих колес.

 

При движении автомобиля по прямой и ровной дороге сателлиты, каждый из которых можно рассматривать как равноплечий рычаг, не вращаются вокруг своих осей, так как встречают со стороны шестерен полуосей одинаковое сопротивление. В этом случае колеса будут вращаться с одинаковой скоростью. Во время поворота автомобиля сателлиты встречают неодинаковое сопротивление от шестерен полуосей, вследствие чего они начнут вращаться вокруг своих осей, создавая тем самым возможность вращения полуосей, а следовательно, и колес с разным числом оборотов.

 

Однако дифференциал имеет и отрицательную сторону – он часто приводит к пробуксовыванию колес на скользкой и грязной дороге.

 

Полуоси служат для передачи крутящего момента от дифференциаланепосредственно ведущим колесам или конечной передачи. Каждая полуось соединена одним концом с шестерней полуоси, другим – со ступицей колеса, либо с ведущей шестерней конечной передачи.

 

Конечные передачи. Эти передачи завершают увеличение крутящего момента,передаваемого от двигателя к ведущим колесам. Они представляют собой одноступенчатые, реже двухступенчатые, а иногда планетарные редукторы.

 

Конечные передачи колесных тракторов делают по одной из нескольких схем. В первом случае их размещают в общем корпусе с промежуточной передачей и дифференциалом. Ведущие шестерни получают вращение от полуосевых шестерен дифференциала. Ведомые шестерни закреплены на внутренних концах полуосей, которые пропущены сквозь прикрепленные к корпусу рукава. Ведущие колеса крепятся

 

наружным концам полуосей. Размещение конечной и промежуточной передач в общем корпусе упрощает смазку этих механизмов и позволяет придать конструкции ведущего моста компактность.

 

Для увеличения агротехнического просвета конечные передачи некоторых пропашных тракторов размещены в отдельных корпусах, прикрепленных к фланцам рукавов полуосей. Конструкция корпусов конечной передачи, позволяет поворачивать их относительно рукава и увеличивать просвет.

 

Конечные передачи всех гусеничных тракторов расположены 8 отдельных корпусах, благодаря чему ось ведущей звездочки располагается более низко. Корпуса конечных передач крепят к корпусу заднего моста непосредственно или через короткие рукава-проставки.

 

Планетарные конечные передачи. Водило, изготовленное в виде герметичного барабана, вместе с ведущим колесом (звездочкой) привинчено к ступице, которая через подшипники опирается на рукав полуоси. Ведущая солнечная шестерня закреплена на полуоси. Сателлиты, получая вращение от солнечной шестерни, перекатываются внутри коронной шестерни, закрепленной на рукаве, и через оси увлекают за собой водило вместе с ведущим колесом.

 

Благодаря компактности планетарные конечные передачи хорошо вписываются в габариты ведущих колес. Их применяют как на колесных, так и на гусеничных тракторах.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: